Больше, чем гаджет: как смартфон из средства связи превратился в культ
Образ телефона с самого его появления тянется красной нитью через жизнь многих поколений. Для бумеров в свое время гаджет был частью технологической революции, доступной только состоятельным бизнесменам, которым необходимо таскать с собой два килограмма пластмассы для экстренной связи. Для миллениалов смартфон уже был частью жизни, образа владельца. Героини «Секса в большом городе», сериала-энциклопедии конца девяностых, сплетничали, советовались, решали сердечные проблемы по модным раскладушкам. В «Офисе» розыгрыши по телефону стали основополагающей линией шуток и взаимоотношений между сотрудниками. Энн Хэтэуэй в культовом фильме «Дьявол носит Prada» всегда была в кадре с разрывающимся от звонков и сообщений гаджетом. А Джеймс Бонд пользовался самой последней, передовой моделью навороченного телефона и спасал мир с его помощью (эту модель, кстати, можно было купить в реальной жизни). Так медленно, но верно смартфон стал частью образа успешного человека, карьериста с насыщенной личной жизнью. Что уж говорить про поколение Z, для которого телефон — яркий сигнал об образе жизни и о чувстве стиля.
Впрочем, гаджеты изначально воспринимались обществом как признак успеха, ведь партии выпуска были маленькими, а значит, эксклюзивными. При этом позволить себе первые телефоны могли не все, и это сразу стало показателем некой избранности. «Когда телефоны уже попали в массовую культуру, признаком успеха стал не просто смартфон, а определенная модель и марка. Началась гонка производителей за покупателя: форма, технологичность, навороченность, удобство — производители создавали мобильные для успешных людей. И хотя рекламные кампании были направлены на обычного потребителя, позволить себе покупку "модного" телефона мог не каждый. Так остается по сей день», — рассказывает психолог когнитивно-поведенческой терапии Галина Васильева.
Культовый образ
В кино, песнях, журналах и на телевидении мы видим определенный образ богатства, веселья и беззаботности. Наверное, мало кто отказался бы целыми днями путешествовать, создавать творческие проекты, самореализовываться — и все это с передовыми гаджетами. Да, подобный образ жизни не дается без определенных сложностей и особенностей, но, не будем лукавить, актеры, музыканты, шоураннеры и остальные члены поп-мира сталкиваются с невзгодами явно реже простых обывателей.
Телефон же — средство связи, без которого в современном мире не обойтись. Естественно, и он проявляется в массовой культуре, а из обычного средства связи со временем превращается в символ. И да, человеку свойственно выбирать понравившиеся образы и следовать за ними, поэтому если кому-то симпатичен киногерой — успешный карьерист с тремя телефонами, то почему бы не перенять некоторые его привычки. Тут главное — уметь не потерять себя в бесконечных образах, мелькающих на экранах.
Так, в подражании образам поп-культуры есть две проблемы. Во-первых, человек часто забывает, что важно быть, а не казаться, а во-вторых, многие «модные» новинки просто продукт маркетинга, направленного на массовое сознание. Телефон — виртуальное хранилище нашей личности, очень интимная вещь. В нем контакты, фотографии, переписка, входы на странички в соцсетях — откровенно говоря, в нем хранится внутренний мир каждого. «Отчасти мы можем выбрать хороший телефон, потому что проводим с ним в руках слишком много времени. Важно, чтобы он удовлетворил наши потребности и был удобным. Но если думать о символическом значении смартфона, то для некоторых людей марка телефона связывается с успехом личности. Хотя дорогой гаджет может оказаться у человека, которому каждый день не хватает денег на еду, но про это никто не знает, а вот последнюю модель видят все», — рассказывает психолог экзистенциального направления Ирина Млодик.
Поэтому каждому стоит ответить себе на вопрос: а зачем вообще мне телефон? Вряд ли это единственное, чем можно похвастаться в своей жизни. Зато, возможно, при помощи смартфона создается что-то, чем можно было бы гордиться. Желание быть причастными и показать себя люди зачастую реализуют через социальные сети. В них по факту все равны: пользуются одними и теми же приложениями, могут постить фотографии и делиться мыслями вне зависимости от статуса, финансового положения и даже географического расположения. Симпатичное селфи, стильная личная лента, интересный видеоролик — все это зависит от качеств самого пользователя, его навыков и вкуса. Для таких людей успех — быть индивидуальностью, не похожей на остальных. И они выбирают современные телефоны, которые способны не хуже профессиональной фотокамеры создавать качественные снимки.
Кстати, многие современные фотографы снимают на собственный смартфон. Для этого производители гаджетов тщательно разрабатывают камеры и максимально оптимизируют их работу. Например, у модели HUAWEI nova 12s главная камера сочетает в себе три объектива: основной — с высоким разрешением, ультраширокоугольный и макрообъектив, позволяющий делать снимки с расстояния два сантиметра. С ней получится сделать и классный пейзаж, и аппетитный натюрморт завтрака из модной кафешки. Фронтальная камера тоже не отстает: ультраширокий объектив предназначен для создания высококачественных снимков без искажения натуральных пропорций лица.
Не обмануться
В целом важно понимать, что действительно успешные люди часто не стремятся демонстрировать свое богатство и положение. У многих членов российского списка Forbes телефоны точно не последней модели: кто-то пользуется старыми смартфонами, кто-то кнопочными «кирпичами», а кто-то вообще оставил все разговоры секретарям. Например, российский предприниматель Михаил Прохоров, состояние которого оценивается в $11 млрд, вообще отказался от телефона. Кстати, в мире поп-культуры относятся к смартфонам так же. Анна Винтур, без преувеличения одна из ключевых фигур в мире моды и глянцевой журналистики, главный редактор американского Vogue, пользуется раскладушкой — как те самые модницы нулевых.
Сегодня по-настоящему успешные люди выбирают технику, машины, одежду не из стремления впечатлить окружающих, а по принципу функциональности, удобства, вкуса и личных предпочтений. Например, важно, чтобы смартфон быстро заряжался и был практичным в использовании. Эти качества сильно экономят время, что влияет на работу как самого телефона, так и его владельца. У HUAWEI nova 12s мощная батарея, поддерживающая быструю зарядку SuperCharge Turbo, — она зарядит телефон за 30 мин практически от полного нуля до 100%. Это один из самых быстрых показателей среди последних моделей. При этом телефон удобен при эксплуатации: у него безрамочный экран, поддерживающий высокое качество изображения, и ультратонкий корпус (всего 6,88 мм), который не дает перегреваться телефону.
Именно по таким показателям выбирают смартфон пользователи, которым гаджет нужен, чтобы продолжать саморазвитие. Ведь сегодня общество все яснее осознает, что признак высокой самооценки — отсутствие желания что-либо кому-то доказывать.