Кроссовки дня: почему кеды Vans x NASA выглядят именно так и при чем тут Холодная война
Кроссовки: NASA х VANS Old Skool Space Voyager Firecracke
В ноябре, наконец, вышла лимитированная коллекция кед Space Voyager — коллаборация Vans с американским космическим агентством NASA. Ее анонсировали еще весной, и тогда она привлекла много внимания. Но сейчас, на фоне новых громких анонсов и зимнего сезона, который не очень подходит для красивых кед, она рискует немножко потеряться — и это будет досадно. Но сейчас почти все потенциально интересные кроссовки выпускают как фильмы: первый тизер, первый «трейлер» — а потом надо ждать сто лет, как нового сезона «Игры престолов».
В капсулу Space Voyager входит несколько моделей обуви, одежда и аксессуары, но самая интересная и эффектная вещь — кеды Old Skool характерного оттенка оранжевого. Этот космический оранжевый — очень узнаваемый цвет защитных американских скафандров, которые носят по время полетов на шаттле. Те, кто видел хотя бы один фильм про американцев в космосе, видели и такие скафандры. В спортивной обуви этот прием используют не впервые: в 2014 году у Saucony была лимитированная коллаборация с Extra Butter под названием «Космическая гонка» (Space Race pack) с оранжевыми кроссовками Grid 9000. Для тех, кому оранжевые кеды — слишком ярко, у Vans есть такая же модель в белом цвете, где фирменный оранжевый будет внутри и на небольшом ярлычке с надписью «шаттл».
Помимо цвета других заметных деталей немного — спасибо дизайнерам, что не перегрузили свою работу очень важными отсылками в каждом стежке, как часто бывает. На пятке кед — американский флаг на липучке. Это, наверняка, дань теме функциональной одежде (а застежка-липучка — одно из главных изобретений в этой области), но получилось удачно во всех смыслах: с учетом нынешней политической обстановки в потенциально напряженных ситуациях флажок с обуви можно снимать, чтобы политически перевозбужденные сограждане не предъявили за шмот — говорят, в Москве уже можно так нарваться.
Вторая важная деталь — надпись NASA на боковой части, сделанная узнаваемым шрифтом под названием «Червь». Этот шрифт — важный артефакт из истории американского дизайна. Он был частью фирменного стиля, который в 1974 году придумало для NASA нью-йоркское агентство Danne&Blackburn. Это был большой проект американского агентства по культуре, в рамках которого дизайнеров привлекали к работе над айдентикой государственных агентств в США для улучшения их визуального образа. Этот фирменный стиль использовался до начала 1990-х, а потом был заменен. Но вместе с модой на ретро он снова стал актуален — правда, уже не для NASA, а в мире моды и дизайна (и среди этому миру сочувствующих). В 2015 году американцы Джесси Рид и Хэмиш Смит запустили на Kickstarter успешный проект по переизданию графического мануала NASA 1970-х и сделали очень красивую книгу.
В 2018 году шрифт-червь, стиль скафандров (правда, других — для лунной программы), логотипы «под NASA» (прототип известен под очаровательным «народным» названием «митболл») использовались, например, в экипировке для олимпийской сборной США по сноуборду, которую делал Burton. Коллекция имела большой успех у модных критиков и была распродана еще до окончания Олимпийских игр.
То, что такие кроссовки выходят в один год с фильмом «Человек на луне» — неслучайное совпадение. Сейчас много говорят о том, что новая холодная война перезапустит космическую гонку, и мода отреагировала на это в числе первых. Эту коллаборацию Vans посвятили 60-летию NASA и всем успехам агентства, которые случились за это время. Космическая тема на подъеме: вышли сразу несколько коллекций, например капсула UNDERCOVER, посвященная «Космической одиссее 2001 года» Стенли Кубрика. Hypebeast, библия новой моды, на фоне нынешних новостей с Марса выпустила тематический эдиториал «A man in space». Большинство этих релизов, как нетрудно заметить, посвящены американской космонавтике. И это не удивительно: в поле PR команда NASA работает намного успешнее команда «Роскосмоса». Чего стоит только раздел NASA Spinoff на официальном сайте, который популярно рассказывает налогоплательщикам, какая польза людям от дорогостоящих космический программ даже тогда, когда на Марс и Луну ничего не летает. Неудивительно, что дизайнеры ту космонавтику и ее эстетическое наследие замечают чаще. На тему российской космонавтики кроссовки тоже были — прекрасные и необычные Zvezdochka, коллаборация Nike и знаменитого промышленного дизайнера Марка Ньюсона. Отдаленный прототип этой обуви можно и сейчас увидеть в московском Музее космонавтики. Но это было уже очень давно — аж в 2004 году.