Тёк ток: китайский производитель электромобилей превратил лед Байкала в площадку для испытаний. Что из этого вышло и при чем тут советские рекорды
Борьба за различные рекорды скорости будоражила умы инженеров и притягивала внимание им сочувствующих. В качестве соревновательной площадки в разные годы выступали специализированные гоночные трассы, свежепостроенные автомагистрали, пляжи, высохшие соляные озёра и пустыни.
Поиск места для попытки обновить рекорд всегда был сложным квестом, ведь требуется длинная прямая, проложенная по ровной поверхности, без уклона, без переменчивого и порывистого ветра, без недовольных местных жителей, в конце концов. Большинство рекордов, конечно же, устанавливают летом, но в России все иначе.
У нас команда Андрея Леонтьева, автожурналиста, путешественника, рекордсмена и просто тянущегося к приключениям человека, решила проводить рекордные заезды зимой. На льду Байкала. Что уж мелочиться? Так родился фестиваль «Дни скорости на льду Байкала», который в 2024 году прошел уже в двенадцатый раз.
Славное море — священный Байкал оказался идеальным местом для рекордных заездов. Его лед самый гладкий в мире. Его размеры легко позволяют подготовить трассу длиной 13 км. Его остров Ольхон прикрывает от ветра. Но это в теории. А на практике за гладкий лед сложно зацепиться колесам, а найти полтора десятка километров гладкого льда оказалось не так просто. Ведь Байкал расположен в тектоническом разломе, который постоянно трясет. В сутки на озере происходят сотни землетрясений — очень слабых, которые фиксирует только аппаратура. И лед. Многочисленные трещины — результат сейсмической активности. Иногда это просто красивые узоры, но зачастую лед трескается до воды или встает на дыбы, образуя торосы.
Когда подходящая трасса найдена, нужно непременно «побурханить» — умилостивить духа озера Бурхана. Ведь от температуры воздуха и скорости ветра зависят результаты. Иногда условия идеальны для рекорда, а иногда совершенно не позволяют улучшить прошлогодние результаты. Но, кажется, китайским товарищам об этом забыли сообщить.
Второй год подряд рекорды России на льду стараются побить электромобили Voyah, к которым в этот раз присоединился кроссовер i-JET российского бренда Evolute. Зачем производителям участвовать в фестивале? Прежде всего чтобы испытать технику в тяжелых условиях. Низкие температуры, специфическое дорожное покрытие и высокая скорость. Что может быть нетипичнее для премиального электромобиля, в обычной жизни привыкшего к неспешному передвижению в городе и красивому появлению у ресторанов, где на завтрак подают драники из цукини.
Но вернемся на Байкал. Рекордные попытки предпринимаются на дистанции 1 км с ходу и 1 км с места по регламентам Российской автомобильной федерации (РАФ) и Международной автомобильной федерации (FIA). Задача пилота — проехать дистанцию в обе стороны в течение часа. Среднее арифметическое показанной скорости и будет его результатом. Это сделано, чтобы нивелировать влияние ветра на результат. В 2024 году испытания проводились на еще одной дистанции — 500 м для установления рекордов с ходу и с места.
За рекорд на новой дистанции под управлением опытной гонщицы Марии Мельниковой боролся российский электрокроссовер Evolute i-JET. При старте с места на дистанции 500 м i-JET набрал максимальную среднюю скорость более 81 км/ч. На дистанции 1 км при старте с ходу многократный победитель кольцевых гонок Виталий Ларионов на i-JET побил прошлогодний рекорд электрокроссовера Voyah Free, который показал максимальную среднюю скорость 217,970 км/ч. И ему это удалось! Ларионов разогнал Evolute до более чем 221 км/ч.
Показал впечатляющий результат и электрический бизнес-седан Voyah Passion Long Range. На дистанции 1 км с места десятикратный рекордсмен России Максим Леонов разогнался до 108 км/ч, в то время как предыдущий рекорд составлял более 106 км/ч.
Во время заезда на 500 м с ходу Voyah Passion Long Range под управлением известной российской авто- и мотогонщицы Анастасии Нифонтовой показал максимальную среднюю скорость более 183 км/ч, тем самым обновив национальный рекорд для электромобилей. Это настоящий гимн скорости и свободы.
Представьте бескрайний лед Байкала. Где-то вдалеке на фоне гор появляется точка, которая стремительно увеличивается в размерах по мере приближения. Сначала ты слышишь шум набегающего потока воздуха, который мчащийся во всю мощь электромобиль буквально разрывает на части, затем к нему примешивается едва различимый гул электромоторов. Мгновение! И вот уже машина уносится вдаль, оставляя после себя тишину. Хотя кажется, что в этот момент можно различить вибрации воздуха, возмущенного столь пренебрежительным к себе отношением.
Заезды на льду Байкала — это не только скорость, но и дальность. По традиции в рамках фестиваля проходят испытания, в ходе которых спортсмены выясняют, сколько километров сможет преодолеть электромобиль без дополнительной зарядки в суровых зимних условиях.
Виталий Ларионов, Максим Леонов, Андрей Леонтьев и Нина Абросова при температуре от -17 до -22 ºC на протяжении более десяти часов ездили по кольцевой трассе, проложенной по замерзшему озеру. Пилоты имитировали вождение в смешанном цикле с примерной скоростью 60 км/ч при включенной системе климатического контроля и фарах ближнего света.
Электрический Voyah Passion Long Range преодолел 450 км по чистому льду на стандартных шинах на одном заряде батареи. Заезд проводился при заряженной на 90% батарее электрокара. А при заряде 100% ожидаемый результат мог составить до 495 км. Этот результат также стал рекордом.
Лед Байкала стал не только местом испытания серийных электромобилей, но и полем для творчества. На замершей глади озера появился электрический спортпрототип «Сарма 2 Evolute», в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Он был построен с использованием компонентов, которые будут применяться в серийном производстве электромобилей Evolute на заводе марки в Липецкой области в ближайшей перспективе.
К машине весом всего 750 килограммов были изначально были высокие требования. Для установления рекорда нужна очень мощная батарея, но при этом необязательна большая емкость, так как основные требования к этому чуду техники — быстрый разгон и максимальная скорость. И все ради того, чтобы побить рекорд, который держится 47 лет: в 1977 году в классе А-VIII-2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг) была установлена скорость 161,7 км/ч.
Анастасия Нифонтова сумела реализовать задумку создателей электрического болида Станислава Лыжина и Анатолия Шубина — и разогнала «Сарма 2 Evolute» до 186,248 км/ч.
В начале апреля все рекорды уже получили официальное подтверждение в Российской автомобильной федерации. А пилоты и конструкторы уже вовсю готовятся к XII фестивалю, который пройдет в 2025 году. Ведь гонка со скоростью не остановится никогда.