От Нео до терминатора: 10 пар культовых мужских солнцезащитных очков из кино
«Матрица», 1999
Возможно, главный фильм, всплывающий в голове при разговоре о темных очках, — «Матрица». В трилогии Вачовски их носит примерно каждый персонаж, и при этом у каждого они разные, но одинаково лаконичные. Художница по костюмам «Матрицы» Ким Баррет именно такой представляла себе моду будущего — минимализм девяностых получил в ее исполнении логичную эволюцию. Мини-овалы Морфеуса, сложная раскосая форма линз Тринити, агрессивные многоугольники агента Смита и, конечно, абсолютный символ своего времени — очки Нео. Для фильма их создала марка Blinde Eyewear, и теперь за этими раритетами придется поохотиться (на eBay цены доходят до 300 тыс. рублей). Но можно и просто поискать похожие формы среди ассортимента родом из девяностых в любом винтажном магазине.
«Люди в черном», 1997
Вторыми в этом списке по праву идут «Люди в черном», где темные очки были не просто символом крутизны (но и им тоже!), а частью униформы персонажей — защитой от стирающих память лучей. Опять же, очки у разных героев были разные. Агент Джей в исполнении Уилла Смита носил Ray-Ban 2027 Predator — очень темные, в черной же пластиковой оправе, очень характерный атрибут начала двухтысячных. Сейчас такая пара уже прошла период старомодности и стала классикой.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998
Снова Ray-Ban, но в совсем другом фильме и настроении: Рауль Дюк (прототипом которого стал сам Хантер С. Томпсон, а исполнил роль Джонни Депп) из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» носил диковатую модель The Shooter с желтыми линзами и сложной перемычкой. Разработанная еще в 1938 году, после классических «авиаторов», эта модель предназначалась для охотников, а кружок на перемычке был держателем для сигары: предполагалось, что, вставив ее туда, носитель мог освободить руки для стрельбы. Не думаем, что сейчас вам это пригодится, но сам факт станет отличной темой для смол-тока.
«Лучший стрелок», 1986
Что же до классических «авиаторов» Ray-Ban, то им, конечно, не раз было уделено время на экране. Именно такую классику носил, например, герой Тома Круза в «Лучшем стрелке» Тони Скотта. И это логично, ведь он был летчиком, а модель, разработанная в 1937 году, служила исходно для целей американской армии (форма позволяла оптимально закрыть глаза от солнца, а покрытие линз блокировало блики). Но уже больше полувека именно «авиаторы» — абсолютная классика среди солнцезащитных очков, которая идет примерно всем.
«Авиатор», 2004
Парадоксально, но в «Авиаторе» герой Леонардо ДиКаприо носит вовсе не одноименную модель. Впрочем, может, и не так уж парадоксально, ведь Говард Хьюз тут не только летчик, и очки модели Ray-Ban RB 3447 001 как будто тоже подчеркивают его переход между ролями авиатора, продюсера и человека с глубинными переживаниями — художник по костюмам Сэнди Пауэлл неспроста получила за «Авиатора» очередной «Оскар».
«Терминатор», 1984
Помимо «Матрицы» и «Людей в черном», образ крутого (или плохого, тут не так важно) парня в темных очках так же ярко представлен в «Терминаторе». Его очки Gargoyles ANSI Classics неразрывно сплелись с образом — настолько, что, стоит Арнольду Шварценеггеру надеть похожую пару, он моментально превращается в своего героя, во что бы он ни был одет. Изогнутые по форме головы, эти очки изначально были разработаны для взаимодействия с большой скоростью и отлично вписались в футуристичный образ киборга-убийцы.
«Бойцовский клуб», 1999
За красно-оранжевыми очками в тон куртке, которые носит Тайлер Дерден (Брэд Питт) в «Бойцовском клубе» стоит марка Oliver Peoples, это модель под номером 523. Фильм вышел в 1999 году, то есть примерно в то же время, когда и культовая «Матрица», а модная эстетика в нем транслировалась совсем другая, но это не помешало оранжевым линзам стать настолько же узнаваемыми и желанными, как и маленьким черным очкам Нео. К десятилетию премьеры Oliver Peoples перевыпустили модель 523 очень лимитированным тиражом, и теперь цены на «очки Тайлера Дердена» на ресейле варьируются от 7 до 170 тысяч рублей.
«Леон», 1994
Еще один герой, чей образ неразрывно связан с парой темных очков, — Леон в исполнении Жана Рено из одноименного фильма Люка Бессона. Впрочем, представляя Леона, мы волей-неволей вспоминаем еще и Кота Базилио из сказки про Буратино, ведь тот тоже носил крошечные круглые очочки с чернильно-черными стеклами. В фильме это были Jean Paul Gaultier Vintage Junior 58 0072, но похожую модель можно найти у многих марок, они обычно называют их не иначе как «очки Леона», только к лицу такая специфическая форма будет далеко не всем — нужно мерить и пробовать.
«Таксист», 1976
Потертая куртка полевая M-65, изначально разработанная для американской армии, самодельная портупея с кобурой для пистолета и пара очков Ray-Ban Caravan — именно так складывается образ героя Роберта Де Ниро в «Таксисте» Мартина Скорсезе. «Караваны» впервые вышли в 1957 году, они похожи на «авиаторы» формой, чуть более угловатые — то есть получаются одновременно и более современными, и более характерными. Хорошая альтернатива, если базовая классика поднадоела.
«Афера Томаса Крауна», 1968
Чтобы не создавалось ощущения, что главные культовые солнцезащитные очки пришлись на фильмы девяностых и нулевых, вспомним Стива Маккуина в роли афериста-интеллектуала, который хочет организовать идеальное ограбление. Герой Маккуина носил очки Persol 714 с синими линзами и в черепаховой оправе — вкупе с безупречно сидящим костюмом-тройкой, голубой рубашкой и выверенным галстуком два тона темнее впечатление было более чем сильное. В 2011 году Persol даже перевыпустили очки лимитированным тиражом в честь Маккуина и с гравировкой его имени. Тот случай, когда классика не устаревает.