Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни
«Стеклянный потолок»: что за явление
Понятие «стеклянный потолок» — это метафора, образно описывающая совокупность препятствий, которые мешают человеку выйти на качественно иной уровень жизни, чаще всего в сфере работы и финансов. Сам термин возник благодаря американскому консультанту по управлению Мерилин Лоден, которая выступила на конференции Women's Action Alliance в 1978 году в Нью-Йорке и подняла важную тему гендерной дискриминации женщин в вопросах карьеры. На тот момент Мерилин был 31 год и она работала в отделе кадров в Нью-Йоркской телефонной компании. Пока одни лекторы осуждали женщин за их якобы низкий уровень социализации и покорное поведение, Мерилин утверждала, что проблема заключалась отнюдь не в самих женщинах, а в так называемом стеклянном потолке, не позволяющем им претендовать на должности выше менеджера среднего звена. По ее мнению, в отсутствии продвижения по служебной лестнице был виноват прежде всего сексизм, присущий большинству государственных институтов, о чем она и заявила в ходе мероприятия на правах спикера, а также поведала о трудностях, с которыми женщинам вынужденно приходится сталкиваться по работе.
Она также описала и наиболее частый сценарий происходящего: в попытке занять должность руководителя женщина в силу законодательства и социальных норм зачастую терпит фиаско, даже несмотря на наличие релевантного опыта работы и высшего образования. Как следствие — власть и по сей день сосредоточена преимущественно в руках мужчин.
Вместе с тем реалии наших дней позволяют утверждать, что этот термин приобрел более широкое использование. Теперь феномен «стеклянного потолка» все чаще означает тщетное стремление сотрудника вне зависимости от пола получить долгожданное повышение. При этом преграды на пути к достижению цели обусловлены преимущественно внешними факторами: человек их видит и осознает, но никак не может изменить обстоятельства. Причина — негласные укоренившиеся правила социума, которые не позволяют человеку подняться выше определенного уровня в иерархии и на которые в большинстве случаев крайне сложно повлиять.
Причины возникновения «стеклянного потолка»
Синдром «стеклянного потолка» чаще всего возникает в сфере бизнеса, когда есть запрос на его масштабирование, увеличение прибыли и более значимую позицию на рынке. Также это не редкость в деловой, финансовой и политической областях — там, где возникает необходимость занять более высокую должность, а вместе с ней получить больше власти и прав.
Если посмотреть на исторические предпосылки появления феномена, большинство из них сводится к вопросам выживания: для того чтобы социум держался на плаву, создавались очень жесткие правила. В основном инициаторами выступали мужчины, потому что мир был патриархальным. Только сейчас ситуация стала постепенно выравниваться, однако правила, установленные мужчинами, продолжают сохранять свою силу: так работает унаследованная нами устойчивая патриархальная система со всеми вытекающими из нее гендерными стереотипами, укоренившимися в общественном сознании.
Даже несмотря на то, что в наши дни достаточно трудно встретить по-настоящему жесткие проявления дискриминации, феномен «стеклянного потолка» может в первую очередь затрагивать наименее защищенные слои населения.
Так, в теории женщины наравне с мужчинами уже давно получили право голосовать, занимать высокопоставленные должности и зарабатывать большие суммы, однако на практике все не совсем так. Кроме того, немалую роль играют и внутренние установки человека.
Например, во многих арабских странах женщины не имеют того же набора свобод, что жительницы европейских государств. Европейки же, в свою очередь, в полной мере не осознают своих прав из-за деструктивных внутренних убеждений, и «стеклянный потолок» продолжает «давить» на них все сильнее. Большинство женщин впитало их еще в детстве — например, от деспотичного отца или доминирующей матери, воле которых приходилось подчиняться. С тех пор могло пройти уже не одно десятилетие, отношения с родителями могли измениться в лучшую сторону, но в глубине души повзрослевшие девушки до сих пор продолжают себя считать недооцененными и недостойными лучших условий жизни и труда. Такая неуверенность в себе вкупе с чувством неполноценности мешает им продвигаться дальше и выше по карьерной лестнице.
Как результат, сегодня явление «стеклянного потолка» становится одной из магистральных тем современной психологии. Кроме того, это понятие все чаще звучит при обсуждении ситуаций, когда категорически не удается вырваться за пределы определенного уровня дохода.
«Стеклянный потолок» на корпоративном уровне
Когда «стеклянный потолок» становится проблемой на уровне целой компании или даже холдинга, ее решение должно быть поручено корпоративному психологу, в чьи задачи входит психологическая поддержка коллектива в спорных ситуациях. Благо такой специалист перестает быть экзотикой и многие компании приглашают корпоративных психологов в штат. Работа с ментальным здоровьем сотрудников непосредственно на рабочем месте помогает гораздо быстрее и эффективнее наладить внутренние бизнес-процессы и настроить команду на более конструктивный и дружелюбный лад.
Какая стратегия борьбы со «стеклянным потолком» на производстве может сработать?
Штатный корпоративный психолог должен быть системным, то есть рассматривать компанию как единую систему, обладающую определенной иерархией. В этой системе все должно работать слаженно и согласно сформированной структуре. Часовой механизм работает бесперебойно — так же и с людьми: каждый вносит свою лепту, и если с отдельно взятым сотрудником что-то случается, то блокируется развитие всей системы. Системный психолог знает, как это исправить, и помогает наладить процесс.
Большую часть работы штатный психолог должен проводить с руководящим звеном, от которого зависит, как именно компания и ее сотрудники будут развиваться. Если «стеклянный потолок» существует у руководящего звена — у президента или генерального директора компании, — то люди, которые находятся ниже по иерархии, ничего не смогут сделать. Они будут не в состоянии пробить «стеклянный потолок» компании, какими бы профессионалами ни были. Поэтому так важно работать с компанией в целом и с ее руководством в частности.
В любой организации должна регулярно проводиться отстройка внутренних бизнес-процессов. При этом важно учитывать, что сегодня эффективность компаний измеряется отнюдь не только финансовыми показателями. Если несколько десятилетий назад во главе угла стояла задача зарабатывания денег любой ценой, которая чаще всего ведет в никуда, блокируя развитие, то сегодня вектор изменился и все больше современных психологов сходятся во мнении, что важно выявлять так называемую миссию компании и анализировать, насколько она совпадает с целями каждого сотрудника. Миссия должна быть четко сформулирована, и у каждого члена команды должно быть ясное понимание, что она из себя представляет. В этом случае шансы наладить корпоративные бизнес-процессы значительно повышаются, а феномен «стеклянного потолка» по умолчанию не будет фигурировать в числе остро стоящих проблем.
Как избавиться от «стеклянного потолка»: практические советы психолога
- Первый и крайне важный шаг – внутренняя честность и способность увидеть и признать тот факт, что вы столкнулись с этим явлением. Также важно понять, что феномен «стеклянного потолка» напрямую коррелирует с определенными поколенческими механизмами выживания, которые передались нам от предков в форме некой семейной динамики и установок, пришедших из прошлого.
Достаточно вспомнить истории, когда факт обладания большими деньгами приводил к смерти или ставил жизнь под угрозу — например, в период раскулачивания, эпоху 1990-х или в условиях новой экономической политики. Чтобы выйти за пределы этих ограничений, нужна была смелость, а рисковать многие были совершенно не готовы. Таким образом, программа «деньги равно смерть» закрепилась в нейронных связях и передалась через ДНК потомкам, тем самым позволяя «стеклянному потолку» создавать трудно преодолимый барьер, препятствующий улучшению качества жизни. Но, как бы там ни было, принцип «сидеть тихо и не высовываться» был тем самым инструментом выживания, который передался нам от предков.
- Если вы поставили себе цель пробить «стеклянный потолок», важно понимать свою позицию: победитель вы или проигравший? Сильное желание и настойчивые попытки вырваться из порочного круга — то, что в конечном итоге поможет сделать шаг вперед. Постарайтесь увидеть и прочувствовать разницу между тем, как люди жили раньше, и тем, что вы имеете сейчас. Это психологически облегчит задачу выйти за пределы ограничений и поможет быстрее прийти к более счастливому будущему.
- Поставьте во главу угла опору на себя и поймите, что конечный результат прежде всего зависит от человека, а не от внешних обстоятельств. В психологии это называется «внутренний локус контроля». В свою очередь, «внешний локус» означает модель поведения, когда человек находится в зависимости от обстоятельств и не готов брать ответственность за свои действия на себя.
- Накопите достаточное количество энергии для прорыва, поблагодарите прошлое за важный опыт и отпустите его. Смело идите в будущее, опираясь на желаемый образ и ту цель, которую вы себе поставили. Попробуйте относиться к этой цели как к вашей миссии, ради которой вы пришли в этот мир. Поверьте, что и мир хочет, чтобы она осуществилась. Такой подход поможет снять с ситуации излишнюю важность и легче решиться на долгожданные перемены к лучшему.