Где искать леопардов и человека с крыльями летучей мыши: 5 уникальных мест в окрестностях Владивостока
«Земля леопардов»: экотропы и дикие кошки
Еще не так давно, около 200 лет назад, дальневосточный леопард обитал почти на всем Корейском полуострове, на обширных территориях Китая и на большей части Приморского края России. Но из-за развития городов, браконьерства и ухудшения условий обитания к концу ХХ века количество этих животных сократилось до критического минимума — в мире осталось всего 30 особей дальневосточного леопарда.
Переломным моментом в судьбе больших кошек стало решение создать национальный парк «Земля леопардов» в 2010 году. Под государственную охрану вошло более 471 тыс. га, а незаконная охота на кошачьих стала строже преследоваться законом. Сегодня парк — особо охраняемая территория. В нем обитает сразу четыре вида диких кошек: дальневосточный леопард, амурский тигр, дальневосточный лесной кот и обыкновенная рысь, единственная из перечисленных не попавшая в Красную книгу. Если еще точнее, то в заповеднике живет 58 взрослых амурских тигров и 125 леопардов, 13 котят родились за прошедший год. На охраняемую территорию туристы могут попасть в сопровождении сотрудников парка в рамках исследовательских туров. Здесь можно провести один или даже несколько дней в глубине тайги, установить фотоловушку, научиться различать следы леопардов и тигров и — если повезет — увидеть больших кошек воочию. Любители спокойного отдыха могут съездить в бухту Нерпичья, где есть шанс понаблюдать за пятнистыми оленями и полюбоваться на Кравцовские водопады.
Гора Пидан: верхняя точка Приморья и ее древние легенды
Ливадийская гора, или гора Пидан, — одна из самых высоких точек Приморского края и место, где жрецы древнего государства Бохай лицезрели богов и чудовищ.
Двойное название географического объекта для Приморья не редкость. Навигаторы прокладывают маршрут к точке «Ливадийская», а в народе ту же гору называют Пидан. Одни считают, что название появилось, когда на землю пришли китайские первооткрыватели. В переводе с китайского «Пи» — «Великий», а «Дан» — «Скалы», то есть дословно название переводится как «Большие скалы». Но есть и те, кто думает, что «Пидан» — слово на древнем маньчжурском диалекте (маньчжуры жили не только в Китае, но и в Приморском крае) и означает «камни, насыпанные Богом». Такое название гора могла получить из-за каменных осыпей, которые покрывают вершину и большую площадь склонов.
Вообще, с горой связано множество мифов — и выдуманных недавно, и древних, как сами Большие скалы. Даже географы Пржевальский и Арсеньев искали на Пидане нечто необычное. Пржевальский разыскивал для цесаревича Николая зеркала из тайной страны Шуби (некоторые исследователи считают, что бумагу, фарфор и порох создали именно шубийцы, а не китайцы). Считалось, что эти зеркала созданы из вулканического золота и могут предсказывать будущее. А Арсеньев в своих заметках (в каких, естественно, не известно) писал про легенду о летающим человеке в огненном шаре — с крыльями, как у летучей мыши.
Верить мифам или нет — вопрос второстепенный. Гору стоит посетить не только ради предполагаемой встречи с сокровищами древних цивилизаций или со сказочными существами, но и ради великолепных видов, которые открываются с самой вершины.
Маяк Балюзек: живописный вид на Японское море
Семь часов езды из Владивостока по гранитным дорогам, через холмы и перелески — таков путь до притаившегося на севере края маяка Балюзек, что вечно смотрит на залив Владимира в Японском море.
Мыс, на котором расположился (и в честь которого был назван) маяк, заметил с парохода «Америка» в 1857 году артиллерист Л. Ф. Баллезюк — в будущем первый постоянный представитель Российской империи и министр-резидент в Китае. Со временем и сменой картографов одну «л» из названия полуострова «потеряли», но про первооткрывателя не забыли.
Саму навигационную постройку установили почти через сто лет, хотя запланировали ее строительство еще во времена империи. На ее закате, во время Русско-японской войны, на мель в бухте сел крейсер «Изумруд», единственный не бросивший эскадру после Цусимского сражения. Чтобы корабль не смогли захватить японцы, команда решила его взорвать. До сих пор «изумрудные обломки» лежат на глубине 8 м — если вы умеете погружаться со снаряжением для дайвинга, то сможете опуститься на дно и увидеть останки дореволюционного корабля. Построили же маяк уже в эпоху СССР — примерно в 1935-1938 годах.
Маяк работает до сих пор и помогает кораблям обходить обмелевшие воды западной части Японского моря. Сейчас на мысе Балюзек живет маячник, зайти к нему «в гости» нельзя, но к самому маяку можно пройти по узкой тропинке, тянущейся по краю обрыва. С маяка открывается прекрасный вид на Владимирский залив, а если приехать вечером — на закатное море.
Остров Аскольд: пятнистые олени и заброшенные маяки
Стоит продолжить путь по побережью Японского моря к заливу Петра Великого, как вот он, остров Аскольд. До середины XIX века не слишком известный широкой публике, малонаселенный, холодный, туманный, ветреный — одним словом, недружелюбный. Когда-то здесь жили китайские золотоискатели и добытчики морской капусты и велись жестокие локальные войны между русскими и китайцами.
Сейчас же необитаемый Аскольд принадлежит дикой природе и пятнистым оленям. Приплывают на него, чтобы посмотреть на руины жилых домов, останки техники и, конечно, маяков. Ведь Аскольд — маячный остров. Первая навигационная постройка появилась тут уже в 1879 году. Расположенный на верхней точки острова, маяк Аскольд с лестницами, проходящими прямо по скальным хребтам, создает впечатление настоящей неприступной крепости. Несмотря на это, до него все же можно добраться. Правда, это вариант для смельчаков: поручней на лестницах практически не осталось, а местами нет и ступеней — нужно перелезать пропасти на веревке.
Более безопасный для посещения маяк находится на Елагином мысе. К нему можно не только подойти, но и зайти внутрь и подняться на обзорную площадку — посмотреть на останки гигантского фонаря и почувствовать себя смотрителем.
Край трех границ: между Россией, Китаем и Кореей
Хасанский район — почти самое южное место России, где встречаются три страны. Это не фигура речи: можно найти ту самую точку, где сходятся границы России, Китая и Северной Кореи, — у китайской наблюдательной башни с говорящим названием «Три границы».
Здесь можно не только оказаться в другой стране, сделав всего один шаг (и показав загранпаспорт), но и посмотреть на кладбище корейских шхун, где лежат ржавые, но по-прежнему величественные баркасы, погибшие в штормах. А еще съездить на Фуругельму — самый южный остров России, где гнездятся птицы-краснокнижники: буревестники, орланы, поморники и розовые чайки.
И конечно, стоит заехать в Дальневосточный морской заповедник — увидеть украшенные сосной мысы и лежбища тюленей, бухту с белым песком и бакланьи кекуры (вертикальные скалы в море, усеянные гнездами), блуждающие камни и тысячи перелетных птиц.