Кожаные ноты в парфюмерии остаются одними из самых сложных в производстве. В первую очередь, из-за того, что «собирать» их приходится из множества других нот, ведь синтезировать ароматное сырье из кожи, как это делают, например, со многими цветами, увы, невозможно.
8 ароматов с запахом кожи

Исторически во Франции парфюмерия шла рука об руку с ремеслом перчаточника: гильдия так и называлась — Gantiers еt Parfumeurs. Новые кожаные перчатки и другие небольшие аксессуары пропитывали пахучими веществами — от дегтя до благородных цветочных эссенций, — чтобы скрыть характерный и не очень привлекательный запах дубленой кожи. Парфюмерия в том виде, в котором мы знаем ее последние века, как раз берет свое начало из этой традиции маскировать ароматическими композициями не слишком приятные запахи окружающей действительности.
Березовую смолу и деготь, можжевельник, пачули, дымчато-копченые древесные оттенки и так далее используют для создания более терпких и суровых кожаных аккордов, а более мягкую, нежную замшу имитируют с помощью ванили, стиракса, ладанника и других сладковато-бархатистых нюансов. В конце XIX века на радость парфюмерам был открыт хинолин — вещество, добываемое из каменноугольной смолы и обладающее дымчато-древесным запахом с оттенками дубового мха, ореха и табака. Именно он входит в композиции большинства без преувеличения легендарных кожаных ароматов — например, Cuir de Russie, Chanel, Tabac Blond, Caron и Bandit, Piguet.
Сегодня в арсенал парфюмера входит и гигантское количество синтетических материалов (и многогранный изобутил хинолин среди них — безусловный лидер). Что, впрочем, не сильно облегчает задачу — своенравные кожаные ноты требуют ювелирной точности при составлении композиции, ведь «дружат» они далеко не со всеми.
Ниже список нескольких отличных вариантов, но ими, конечно, выбор далеко не ограничивается — достойных внимания ароматов намного, намного больше.

Hermessence Cuir D’Ange, Hermes
Название аромата переводится с французского как «Кожа ангела», и название вполне оправдывает содержимое флакона — нежная, воздушная, сладковатая кожа, напрочь лишенная прямолинейности. Как и остальные ароматы линии Hermessence, вышедшие «из-под пера» Жана-Клода Эллены, он одинаково выгодно будет звучать и на мужчине, и на женщине, не станет привлекать лишнего внимания, но и в скучной простоте замечен не будет — как отлично скроенные перчатки или идеальная пара ботинок, которые всегда прибавляют образу пару очков.

Dzing, L’Artisan Parfumeur
Самая анималистичный из всех собранных здесь кожаных ароматов, немного хулиганский и остроумный Dzing посвящен цирку, и это отчетливо слышится в его композиции — точь-в-точь тот самый запах, который бьет в ноздри уже со входа: животные, соленый попкорн, сладкая вата... На первый взгляд (или нюх) аромат может показаться слишком реалистичным, особенно для неподготовленных. На самом же деле, ему обязательно стоит дать шанс — при нанесении на тело он раскрывается нежной благородной кожей, сладковатой и живой. Хоть и остроумия своего не теряет.

Ombrè Leather, Tom Ford
У марки Tom Ford есть кожаный аромат, который любят многие — Tuscan Leather. Стоит познакомиться с ним поближе, и начинаешь регулярно ловить его на улицах от проходящих мимо хорошо одетых молодых людей или девушек, решительно не настроенных носить нежные женские ароматы. Новый Ombre Leather имеет не меньшие, а может, даже и большие шансы на успех — все та же узнаваемая качественная кожа, но в сочетании с кардамоном, амброй, самбаком и сладким жасмином. Он получился ожидаемо более сладким, теплым, но не бесхарактерным — он отлично подойдет на зиму и вполне способен побороться в стойкости с суровыми крещенскими морозами. Впрочем, летом он будет не менее актуальным — главное, не переборщить с количеством.

Cuir Ottoman, Parfum D’Empire
«Оттоманская кожа», наверное, точнее всего передает, как должны были бы пахнуть кожаные сундуки, в который перевозились ароматические масла, специи, бальзамы и прочие драгоценные товары где-нибудь на околосказочном Востоке. Терпкая, грубоватая кожа здесь сдобрена щедрой порцией кардамона, ванили, бобов тонка, жасмина и ириса. Тем не менее, несмотря на пряность большинства нот, эта композиция, как и в большинстве других ароматов марки, сохраняют некоторую холодность и серьезность. Возможно, как владелец того самого сундука, который провел долгие недели в пути под палящим восточным солнцем, перевозя свои душистые товары.

Gucci Guilty Absolute, Gucci
Этот аромат для Gucci создал один из крупнейших парфюмеров современности Альберто Морильяс. В его портфолию десятки ароматов, ставших абсолютными хитами, а также собственная марка MIzensir, безусловно заслуживающая внимания. Gucci Guilty Absolute получился у Морильяса более серьезным и комплексным, чем большинство композиций крупных брендов, которые регулярно пополняют полки магазинов косметики и парфюмерии. Строгая, благородная кожа в сочетании с дорогой древесиной, сухим ветивером и землистыми пачулями — никаких заигрываний, только по делу и только со знанием оного.

Rien, Etat Libre D’Orange
По «животности» этот аромат можно поставить следующим после циркового Dzing — отчетливая анималистичная кожа, которую после нанесения слышно всем обитателям вашей квартиры (в этом смысле довольно иронично смотрится название аромата, которое с французского переводится как «ничего» или «ничто»). Впрочем, бояться его не стоит — во-первых, если пользоваться аккуратно, то переборщить не получится, а во-вторых, животную композицию этого аромата усмиряют прохладный ирис, смолистый ладан и альдегиды.

Cuirs, Carner Barcelona
Если большинство упомянутых здесь ароматов рассказывают о коже разной степени выделки, то Cuirs — о нежной замше, мягкой и теплой. Кожа здесь деликатно просвечивает сквозь пудровую сладость амбры, сандала, шафрана и фиалки, вместо того чтобы прямолинейно заявлять о себе окружающим. Вместе с тем, аромат нельзя упрекнуть с излишней изнеженности — тмин и кедр придают его характеру крепости, а мускус — телесности и неоднозначности. Один из тех ароматов, который одинаково комфортным будет практически в любой ситуации и в любую погоду.

Blamage, Nasomatto
Пряная дымная кожа в исполнении одного из самых эксцентричных парфюмеров Алессандро Гуалтьери. Многие его ароматы довольно точно описывает фраза «гармонично звучащая какофония», и Blamage тут не исключение — несколько мощных аккордов (кожа, древесины, дым, мускус) постоянно борются за главное место, попеременно смещая друг друга. Как и Black Afgano — наверное, самый известный и популярный аромат марки, — этот парфюм привлекает внимание окружающих, заставляет их спрашивать, чем вы пахнете, а потом искренне удивляться, ведь «вчера были те же духи, но звучали совсем иначе». К выходу аромата Гултьери выпустил и документальный фильм о долгих творческих поисках в процессе его создания — The Nose. Searching for Blamage. Так что для тех, у кого это его детище вызывает вопросы, возможно, там найдутся ответы.