В гонке за небом: от Чикаго и Сингапура до инновационных высоток в Москве
Первый рывок к небу: как небоскребы стали визитной карточкой Чикаго
О преимуществе первопроходца говорят не только современные бизнес-консультанты. В XIX веке таким человеком стал инженер с французским образованием Уильям Ле Барон Дженни. Для здания Страхового общества в Чикаго вместо традиционных несущих стен он придумал использовать стальной каркас, что на треть уменьшило вес сооружения. Прийти к инновационному подходу Дженни помогли обстоятельства, в которых оказался город после Великого чикагского пожара 1871 года: было необходимо восстановить инфраструктуру и использовать более надежный, чем дерево, строительный материал. Им и оказалась сталь: даже если сравнивать ее прочность с бетоном или кирпичом, последние проигрывают примерно в десять раз.
В проекте того самого Home Insurance Building в 1885 году Уильям Ле Барон Дженни построил на стальном каркасе десять этажей общей высотой 42 метра. Шесть лет спустя добавили еще два и достигли отметки 55 метров. Облицевали здание Страхового общества красным кирпичом — в будущем узнаваемый почерк этого направления, — а большие оконные стекла позволили максимально увеличить естественное освещение. Удивить такими цифрами сегодня уже невозможно, но два столетия назад это перевернуло индустрию с ног на голову. Застройщики намеревались прыгнуть выше головы конкурентов, а сам «отец небоскребов» стал основоположником чикагской архитектурной школы — объединения архитекторов-новаторов, известных работой с устойчивостью конструкций и отсутствием излишних орнаментов. Правда, Home Insurance Building сохранить не удалось — его снесли в 1931 году.
Успеть за 410 дней: как здание времен Великой депрессии стало символом мечты
Ровно в тот же год, когда чикагцы потеряли первый исторически значимый небоскреб Страхового общества, Нью-Йорк приобрел нечто большее во всех смыслах — 102-этажный Эмпайр-стейт-билдинг на пересечении 34-й улицы и Пятой авеню. На сегодня проект архитектурной фирмы Shreve, Lamb & Harmon входит в списки самых знаменитых высотных построек мира в элегантном стиле ар-деко. В конце 1920-х годов шла борьба за титул самого высокого здания в мире, и среди претендентов был Крайслер-билдинг 1930 года — тоже на Манхэттене. Скорость и сноровка сыграли ключевую роль: Эмпайр-стейт-билдинг высотой 381 метр удалось построить всего за 410 дней. В технологии здания лежит все тот же стальной каркас и шпиль, общая высота которых обогнала ближайшего конкурента на 60 метров. А в 1952 году к башне добавили антенну, дополнительно подчеркнув ее превосходство на ближайшие два десятилетия.
И хотя построившие Эмпайр-стейт-билдинг бизнес-магнат Джон Раскоб и бывший губернатор Эл Смит показали, как при грамотном разделении труда и принципах индустриализма можно совершить чудо во времени, запросов на аренду не было. Дело в том, что грандиозный успех совпал с началом Великой депрессии и зданию площадью более чем 200 тыс. квадратных метров потребовалось около 20 лет, чтобы окупить себя. Впрочем, небоскреб подарил множество рабочих мест в те годы: ежедневно на стройке могли трудиться около 3,5 тыс. человек. В 2007 году здание признали лучшим американским архитектурным достижением, к тому времени оно уже стало излюбленным символом в кино, от «Нью-йоркских историй» с Вуди Алленом и «Неспящих в Сиэтле» до «Кинг Конга».
Инновации Ближнего Востока: как устроена самая высокая башня мира
Самый высокий небоскреб в мире «Бурдж-Халифа» — проект в Дубае, в котором на самом деле не обошлось без пионеров в этой сфере, ведь его вела чикагская (напоминаем, что небоскребы придумали именно там) архитектурная фирма Skidmore, Owings & Merrill. 163 этажа и 828 метров — эта высота строго скрывалась Объединенными Арабскими Эмиратами на протяжении всего строительства, а шло оно почти шесть лет. Как показывает опыт прошлого, право быть ближе к небу дается тем, кто изобретает все более инновационные решения. Именно этим занялись строители «Бурдж-Халифа»: стальной каркас межэтажных перекрытий собирался на земле, после чего его поднимали на нужную высоту и там же заливали бетоном. На площадке, где одновременно работали 12 тыс. человек, установили три крупнейших в мире крана с самоподъемным механизмом грузоподъемностью 25 тонн. А само устройство башни инженеры рассчитывали, проводя испытания физических моделей в аэродинамической трубе.
Рекордный небоскреб для размещения коммерческих, жилых и гостиничных объектов открылся в 2010 году и тогда же побил рекорды в других категориях — стал самой высокой в мире открытой смотровой площадкой на тот момент. Для ступенчато-спиральной конструкции, которая используется в башне, характерны не только традиционные для исламского искусства геометрические узоры из стальных и стеклянных панелей, но и символизм в основании. Трехлепестковая опора напоминает форму местного цветка гименокаллиса (или паучьей лилии), ею и вдохновлялся архитектор проекта Эдриан Смит. Необычное основание наравне с многочисленными выступами башни играет ключевую роль в устойчивости к ветру.
Могущество Китая: как местные небоскребы стали самыми надежными
Китай — страна-рекордсмен, где сегодня уже можно насчитать больше 3 тыс. построек выше 150 метров. Самая известная из них — Шанхайская башня высотой 632 метра. Впервые примененную в Чикаго каркасную технологию здесь в 2008 году заменили другим подходом: поочередно заложили в основание фундамента девять железобетонных зданий в форме цилиндра. Поэтому одной из главных визуальных особенностей проекта стала спиралевидность здания, напоминающего закрученную на 120° пирамиду с плавными гранями.
Открытый в 2015 году проект постарались сделать более устойчивым во всех смыслах: снизить количество стальных конструкций, стеклянных панелей и потребляемой электроэнергии. Для последнего разработали двухслойный стеклянный фасад, оболочка которого заменяет отражающие материалы и активно пропускает дневной свет. А ветряные турбины и солнечные батареи помогают вырабатывать энергию. Кроме прочего, шанхайцы, как и дубайские коллеги, тестировали модель башни в аэродинамической трубе. В результате всех технологий им удалось на четверть снизить ветровые нагрузки, и подобные постройки стали считать одними из самых надежных.
Город-сад на небе: как в Сингапуре полюбили вертикальные парки
В привыкших к небоскребам мегаполисах далеко не всегда высота имеет главное значение. Так, в Сингапуре делают ставку на биофильный дизайн, основанный на потребности человека в природе. Иначе говоря, если у вас нет выхода в сад, то он идет к вам, и желательно в больших масштабах. Дело не просто в эстетичном озеленении, а в том, как погружение в природу позволит массово улучшить благополучие и здоровье людей. Это касается как офисных, так и жилых пространств, находясь в которых человек сможет снизить уровень стресса и тревожности, повысить продуктивность и креативность.
Актуальный пример такой практики — многофункциональная башня CapitaSpring высотой 280 метров. Текучие линии вертикальных фасадов, контрастные текстуры и более 80 тыс. высаженных растений — небоскреб подчеркивает репутацию Сингапура как города-сада. Новый высотный комплекс образует вертикальный парк посреди башни — спиралевидную конструкцию вокруг стволов и крон тропических деревьев. Высота зеленого оазиса превышает 35 метров, а на вершине располагается «небесный сад» со 150 видами съедобных растений. Здесь не только успешно подчеркнули вертикальную среду Сингапура в целом, но и подумали, как снизить автомобильную нагрузку на центр города. В проекте реализовали 165 велосипедных стоянок и специальные дорожки для приверженцев экологичного транспорта.
От зеленых оазисов до функциональных пространств. Комфорт человека как новый подход к концепции небоскребов
Успешные мировые практики вдохновляют застройщиков по всему миру, и Россия не исключение. Благодаря этому у нас в крупных городах появляются ультрасовременные комплексы, уникальные офисные пространства и зеленые оазисы в городской среде. Все, что необходимо для развитой, современной инфраструктуры, где главное не количество, а качество, создает в своих проектах девелопер Dominanta. Яркий пример — небоскреб Hide в Западном округе Москвы, в престижной локации по соседству с Хамовниками, МГУ и Москвой-Сити. Он состоит из трех башен — WestDale, RiverSide, ParkLane и отдельно стоящего здания с гранд-лобби и лаундж-зоной. Приблизиться к природе, сконцентрироваться или вдохновиться, позволят те самые зеленые оазисы во внутреннем дворе: английский сад с разнотравьем, прогулочные дорожки, аллеи и яблоневая роща. А для детей всех возрастов здесь появятся площадки — от песочной станции для малышей до башни с горками для детей постарше.
Качественный ландшафтный дизайн — обязательная составляющая каждого проекта застройщика, поэтому здесь высадят многолетние цветы, травы, хвойные, лиственные кустарники и деревья. Рельеф ландшафта внутренней территории в виде природного амфитеатра будет создан за счет насыпных холмов и габионов — объемных сетчатых конструкций из металлической проволоки, наполненных натуральным камнем.
Кроме того, в Hide реализовали концепцию Life Space: основные потребности резидентов и их семей закрывают зонированные общественные пространства со всей необходимой инфраструктурой. В ЖК предусмотрели зону home office с рабочими местами и переговорными, гостиную с кухней и пространства для спортивных тренировок и йоги.
Визуальные решения фасада продиктованы принципами «стеклянной архитектуры», где все наружные стены — это окна, через которые виден город с достопримечательностями и окрестностями, река и благоустроенная внутренняя территория. Каждая из трех башен выполнена в индивидуальных цветах: серебристом, антрацитовом и латунном. На внешних составляющих плюсы не заканчиваются, ведь для любителей инноваций здесь установили «умный дом». Все жилые помещения оснащены датчиками, контролирующими влажность, уровень освещенности, температуры, качества воздуха, которые автоматически поддерживают необходимый микроклимат в квартирах.
Также для удобства резидентов в жилом комплексе предусмотрен двухуровневый подземный паркинг, где есть зарядки для электромобилей — еще один индикатор домов нового поколения.
Конечно, гонка небоскребов в XXI веке не остановится на достигнутом, ведь передовые страны регулярно внедряют новые технологии, ориентируясь на зеленую экономику и благополучие людей. И многофункциональный Hide уже занял достойное место на карте мировых небоскребов.
Реклама. ООО «Специализированный застройщик "Кроссбилл"»