Культовые кроссовки, выпуск 17: история Nike Air Presto — «футболки для ваших ног»

Обувь, которая не жмет, или еще одна демонстрация того, как специализированные технологии из разных сфер вошли в повседневную жизнь. Все это — о Nike Air Presto.
Культовые кроссовки, выпуск 17: история Nike Air Presto — «футболки для ваших ног»
«Правила жизни»

Сюжет начался с человека по фамилии Хэтфилд. Нет, легендарного дизайнера обуви Тинкера сегодня оставим в покое — речь о его младшем брате Тоби, который тоже достиг определенных высот в Nike. Концепция Air Presto родилась из анекдотического случая. Во время совещания сотрудников Nike в Корее участникам предложили надеть образцы неназванной пары, которая в тот момент только вышла на рынок. Тоби тоже испытал новинку бренда, но закончился тест печально: как только он встал, верхняя кромка пятки разошлась. Шел 1996 год, и тогда стало очевидно, что нужно что-то менять. Судя по цитате, которую приписывают самому Тоби, злосчастная модель уже успела доехать до магазинов. История неоднозначная, и вряд ли в штаб-квартире сочинили бы легенду, которая бы принижала качество своей продукции. В голове Тоби поселилась мысль, что необходимо создать пару, которая бы стала эталоном гибкости и комфорта в индустрии. Ее подкрепила одна из фокус-групп, которые опрашивал бренд: главной потребностью респондентов была обувь, идеально подогнанная по стопе и дающая ощущение бега босиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не исключено, что случай стал судьбоносным именно потому, что произошел с Тоби. Тремя годами позже он станет частью Nike Alpha Project. Орегонский гигант запустил это подразделение в преддверии миллениума, 1 января 1999 года. Его целью была разработка инновационных моделей, дизайн которых прежде всего сосредоточен на потребностях спортсменов. О принадлежности Presto к Alpha Project свидетельствуют пять точек, выстроенных в ряд, — такое же количество букв в слове alpha. Их, например, можно было найти на баскетбольных Shox BB4 и до сих пор поражающих воображение Air Kukini. Жизнь Alpha Project была недолгой — его закрыли в 2004-м, — но насыщенной: например, рекламные ролики для проекта снимал Майкл Бэй.

Nike Shox BB4
Nike Shox BB4
«Правила жизни»

Однако между 1996-м и 1999-м — целых три года. В чем связь? Редкий путь от замысла к реализации идет гладко и без «оврагов», и Nike Shox из прошлого выпуска тому лишнее подтверждение. Сразу после неприятного опыта Тоби решил, что лучшей гибкости получится достигнуть, если вырезать сегмент из задней части кроссовки: тогда подошва сможет скручиваться в разных направлениях и ничего не порвется. Так появился первый прародитель Air Presto — V-notch, то есть буквально «V-образный вырез». Но проверить догадки все же нужно было на практике. Чтобы сохранить непредвзятость, описать впечатления должен был не сам автор, а кто-то другой. Эта доля выпала коллеге Тоби с 11-м (44-м) размером ноги, хотя опытный образец был... 9-го (42-го). Азарт творца и желание поскорее узнать, нащупал ли он ноу-хау, были настолько сильными, что об этой мелочи Хэтфилд умолчал. Он полагал, что при разборе полетов просто возьмет поправку на размер. Но коллега даже не заметил, что пара была ему мала. Так автор понял, что его конструкция позволяла кроссовкам удлиняться при необходимости. Теперь не обувь сдавливала ногу, а нога адаптировала обувь под себя — чем не революция?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Столь подвижный размер напоминал автору скорее одежду, чем обувь. «Мы не делаем половинные размеры для футболок: у нас есть маленький, средний и большой. А что, если реализовать такую систему для обуви?» — думал Хэтфилд. К счастью, он не задвинул концепцию «в стол». В 1998-м из недр Nike вышла модель Air Gauntlet, которая воплотила собой принципы V-notch, но на более высоком уровне. У носка основным материалом была однослойная сетка, которая легко вытягивалась, а у пятки разместили зажим из тонкого металла, практически проволоки, которой можно было регулировать посадку. В следующем году появилась пара Air Zoom Drive, в которой тоже использовалась эластичная сетка и добавилась конструкция с маленьким количеством швов — эта черта станет отличительной особенностью Air Presto.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось, основные технологии уже обкатаны и можно приступить к производству модели-гибрида. Отнюдь. Оставалась большая проблема — материал верха. Традиционная кожа не подходила, так как была слишком грубой и не пропускала воздух. Известные виды сетки тянулись недостаточно. Неопрен, как на выпущенных в 1991-м Air Huarache, разработанных Тинкером Хэтфилдом, не выпускал тепло. Решение пришло из медицины: трехслойная 3D-сетка (spacer mesh) растягивалась так же, как неопрен, но выпускала тепло и хорошо вентилировалась. И никакого выреза, как у V-notch, не потребовалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы этот носок с подошвой (или, как говорили в Nike, «футболка для ног») крепко держался, его мыс снабдили резиновым упором для пальцев наподобие изогнутой дамбы. В средней части и на пятке кроссовки фиксировались резиновой «клеткой». Говорят, что дизайн полупрозрачных элементов навеян другим шедевром промышленного дизайна конца 1990-х — компьютером Apple iMac G3, фотографии которого до сих пор всплывают то тут, то там. Проект был крайне успешным, тем более что iMac G3 — первый продукт, который «яблочная» компания выпустила на рынок после возвращения в компанию Стива Джобса. Удобство, легкость и футуристичный дизайн — характеристики, которые были синонимичны этой модели при выходе на рынок.

Оставалось сделать одну важную вещь — придумать название. На этой стадии случилась задержка: годные варианты никак не приходили в голову. Будущий генеральный директор бренда предложил наречь пару «в лоб» — Air Comfy. Юристы фирмы, проработав этот вариант, вернулись со скверными новостями: в США уже была компания с таким названием — она производила тапочки. Но Паркер был настроен серьезно. Он спросил, насколько она большая, ведь можно было попробовать купить ее, а дальше беспрепятственно использовать словосочетание.

Тогда Nike устроили открытый конкурс. «Одна голова — хорошо, а 300 — лучше». Примерно такое количество заявок получила штаб-квартира в Бивертоне. В одной из них содержался вариант Presto Magic. Фокусники кричали «presto!» перед исполнением трюка, а в музыке Presto означает особенно быстрое исполнение произведения. которое непричастным наверняка покажется волшебством. Такое имя звучало подходяще: до этого момента доступной всем модели, которая адаптировалась к вашему размеру, не существовало. На этом варианте остановились, отбросив лишнее magic.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроссовки вышли в 2000-м, под Олимпиаду в Сиднее. Для 12 оригинальных расцветок разработали персонажей-талисманов, которых использовали в рекламе, а 13-я осталась неназванной. Перечислять всех героев не будем — их можно посмотреть в галерее. Остановимся на одном — rogue kielbasa, что можно перевести на русский как «пройдоха-колбаска». Если первое слово взяли из английского языка, то второе пришло из польского. Пара других расцветок (Trouble At Home и Abdominal Showman) и вовсе стали первыми в истории компании, принт на которых напечатали прямо на сетке. Они до сих пор считаются артефактом для фанатов модели. Для каждого из 12 вариантов даже выпустили по короткому анимированному ролику, за производство которых отвечало ставшее легендарным агентство Wieden & Kennedy, которое долгие десятилетия создает кампании для Nike.

Nike Air Presto Foot Tent
Nike Air Presto Foot Tent
«Правила жизни»

Первое появление кроссовок в телевизоре отвечало духу времени и было талантливо выполнено: в 2003 году в перерывах между передачами американцам показывали ролик Le Poulet en Colere («Злой цыпленок»). По сюжету один из основателей фрирана (родственная паркуру дисциплина) Себастьен Фукан убегал «огородами» от взбешенного цыпленка, исполняя акробатические трюки. Правда, на ногах у него была не оригинальная модель, а версия Foot Tent — с дополнительной тканью сверху на манер палатки. В течение нескольких следующих лет бренд создал на основе Air Presto множество необычных экземпляров — от слипонов до хайкинговой обуви. В ту эпоху паркур и фриран сильно набрал в популярности — в 2001-м вышел первый фильм из цикла «Ямакаси» по сценарию Люка Бессона о французской команде трейсеров, в которой как раз состоял Фукан. Но главной его ролью в большом кино стал террорист Моллак, погоней за которым открывается «Казино Рояль» — первый фильм бондианы с Дэниэлом Крейгом. Идею движения Nike обыграли и на японском рынке через идейно близких творцов: бренд привлек нескольких местных диджеев и граффити-райтеров и выпустил серию DVD, которые раздавал бесплатно. Ах, этот излет прекрасной аналоговой эпохи... Вспоминаем его с теплотой. Сегодня такие некогда необязательные сувениры очень ценятся коллекционерами, так что советуем провести ревизию дома и создать пару лотов на сервисах объявлений — вдруг получится озолотиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Креативный подход к продвижению, достоинства пары и благоприятное из-за Олимпиады инфополе обеспечили Air Presto успешный старт, но в данном случае хорошее оказалось врагом лучшего. Nike параллельно работали над беговым проектом Nike Free — подошвой, которая была разрезана лазером на квадраты: это снижало жесткость подошвы и позволяло ей гнуться вместе со стопой более естественно. После выхода Air Presto именно Free придавали большое значение, и пара ушла на второй план, вернувшись лишь во второй половине 2010-х.

Hello Kitty × Nike Air Presto
Hello Kitty × Nike Air Presto
«Правила жизни»

Легендарная промосерия кроссовок и настоящий Грааль для сникерхtдов — коллаборация с Hello Kitty, случилась по поводу 30-летнего юбилея японской кошки в 2004 году. Сначала в план поставили серийное производство нескольких расцветок по 500 экземпляров на каждую. Точное количество назвать сложно: даже создатель одной из них, легендарный дизайнер и фанат Hello Kitty Стивен Смит не знает эту цифру (о Reebok Instapump Fury, дизайн которых он разработал, мы писали тут). В рекламных проспектах их было пять, а всего сэмплов сделали семь. За одну из них отвечал «крестный отец streetwear» Хироши Фудживара. В итоге сделали от десяти до 24 пар каждой расцветки, и доступ к ним получили лишь самые приближенные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пример еще большей редкости и совсем иной истории — версия, которую изготовили в поддержку первого полнометражного фильма по франшизе «Секс в большом городе» в 2008 году. В серию черные кроссовки с молочным «скелетом» не пошли, и известно только об одном сэмпле. Столь сдержанный дизайн вызывает вопросы: он кажется никак не связанным с сериалом, где главная героиня обожает яркие туфли Manolo Blahnik.

Off-White x Nike Air Presto
Off-White × Nike Air Presto
«Правила жизни»

Пожалуй, самым громким релизом стал вариант от Off-White: Air Presto вошли в оригинальный комплект силуэтов The Ten в 2017 году. К модели добавился пухлый язычок, а все швы будто выползли наружу с изнанки. Сам Вирджил Абло писал, что хочет подготовить пару к любой катастрофе и «нарастить на нее мяса», как у автомобилей в «Безумном Максе» есть лишние листы металла. Продукт получился настолько успешным, что перепродавался примерно в пять раз дороже (за $900), чем любая другая коллаборация Air Presto.

Comme des Garçons × Nike Air Presto
Comme des Garçons × Nike Air Presto
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дом Comme des Garçons взялся напомнить о версии Footent. За нее, к слову, отвечал уже сам Тинкер Хэтфилд. Этим проектом он не гордится, называя его одним из самых неудачных в карьере. Пара отсылает к оригинальной версии 2002 года, но со множеством конструктивных изменений. Другой японский мастодонт — UNDERCOVER — взял за основу React Presto (React — новый пеноматериал для подошвы) и сделал из них трейловую пару. Несколько итераций, превративших модель в высокую версию для любителей технологичной одежды, создали в кооперации со знаковым игроком на рынке techwear ACRONYM. При подведении итогов 2016 года профильные медиа вроде HYPEBEAST и Highsnobiety включали их в рейтинг самых любопытных релизов. Завершим список коллаборацией «старой школы». Всего 48 пар Presto с фотопринтом заката на Гавайях вышли в 2005 году на мероприятии Niketown в столице штата Гонолулу. Тогда коллаборатором выступило издание Sole Collector, и очередь начала выстраиваться за несколько дней до старта продаж. Самое интересное: до дня выпуска никто не знал, как кроссовки будут выглядеть и сколько их вообще произвели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из этой истории можно вынести много всего: как правильно расставлять приоритеты, насколько важен грамотный маркетинг и что прославить продукт может то, что он в итоге так и не появился. Бесспорно одно: кривая дорога истории не помешала силуэту выйти в статус культового, инновационного и принятого более менее-широкой публикой. Как, впрочем, и профессиональным сообществом дизайнеров.