Вояж: что привезти из Карелии? Местные бренды, работающие с эстетикой русского Севера
Дизайнеры Элина Соколовская и Анна Корзунина пытаются выстроить связь между прошлым и будущим, соединяя, на первый взгляд, несовместимые вещи — 3D-принты, коллажи из фото, традицонные карельские узоры и объемные детали, пришитые вручную.
Для своих коллекций дизайнеры ищут вдохновение как в ныне существующих, так и в уже почти забытых серверных промыслах и ремеслах. Так, одним из символов Карелии издавна был жемчуг — еще 150 лет назад его добывали здесь в больших количествах для создания украшений, продажи и даже экспорта в другие страны. Увы, сейчас промыслом никто не занимается — найти моллюсков-жемчужниц из-за плохой экологии стало почти невозможно. Элина и Анна решили отдать дань полузабытому ремеслу — их принты цитируют так называемое «жемчужное плетение» XI века, когда жемчужины буквально вплетали в узор на ткани.
На что обратить внимание? Платок «Дамы», созданный с использованием дореволюционных фото; футболка «Девушки и жемчуг» с принтом, имитирующим «жемчужное плетение».
Классический карельский узор, состоящий из красных геометрических фигур, образующих растительные орнаменты, появился так давно, что ученые до сих пор не могут определить точную эпоху его зарождения. Одежда — не самый прочный материал, так что самые ранние из найденных рубах датируются XII веком.
Когда-то вышивание карельского узора считалось на Севере почетной женской обязанностью. Если мальчиков обучали грамоте, то девочек — обращению с иголками и красными нитями. С 6 лет девочек учили создавать орнамент и наизусть запоминать его традиционные вариации. Узор должен был защищать от злых духов, поэтому вышивальщицы напевали за работой, чтобы орнамент, который считался живым, ощутил их любовь и заботу.
В наши дни мод уна традиционный орнамент пытается вернуть команда Karelian Design — создавая одежду и предметы декора дизайнеры используют старинные узоры, найденные в музеях и архивах. В кроме того, в магазине бренда можно найти эксклюзивную дизайнерскую мебель, одежду в традиционном стиле и предметы интерьера, созданные из местных материалов — карельской березы и бересты.
На что обратить внимание? Бомбер из футера с принтом, скопированным с предметов одежды из Национального музея Карелии; комод с карельским узором, придуманным в Олонецкой губернии.
В почете у северных вышивальщиц были не только красные, но и золотые нити — особенно популярной золотая вышивка была в Поморье, на берегу Белого моря. В XIX веке местные рукодельницы тончайшим золотом вышивали растительные узоры на одежде, подушках и кокошниках. В селах бытовал такой обычай: когда девушка накануне замужества приходила приглашать на свадьбу свекровь, та дарила ей вышитый «кружок» — донце для повойника, служившего головным убором у замужних женщин. Но иногда будущая невестка получала лишь «цепку золота» — моток золотых ниток. В этом случае она должна была доказать, что обладает талантом вышивания и достойна войти в семью мужа.
Поморское золотое шитье — еще одно достояние Карелии и русского Севера. Увы, эту «жемчужину» заперли в музеях, а потом постепенно о ней забыли. В наши дни бренд «Золотая нить Поморья» возвращает потерянную технику и создает одежду по старинным эскизам, сохранившимся в деревнях на берегу Белого моря.
На что обратить внимание? Платье «Вейно» из черного бархата с золотым орнаментом; жилет с поморской вышивкой.
Остров Кижи известен на весь мир благодаря храмовому ансамблю. Во главе его стоит церковь Преображения Господня — вершина деревянного зодчества, заложена она без фундамента и держится без единого гвоздя. Благодаря особенной технике складывания лемеха (осиновой дощечки, которая завершается с одной стороны клинообразным уступом) и нагелей (почти деревянных гвоздей) купола держатся до сих пор. Со временем дерево «набрало» воды, обгорело на солнце и теперь издалека блестит, словно начищенное серебро.
Основатели мастерской Elnik Катя Поваренкина и Егор Юнгин давно увлекались культурой русского Севера, поэтому решили воплощать его традиционные образы в своих изделиях. Их излюбленный мотив, например, все тот же лемех. Путь от эскиза до изготовления светильники, ткани и даже обои проходят прямо на месте — в мастерской. А выполняются предметы мебели только из тех материалов, что стареют красиво — из латуни, дерева и стекла — чтобы они тоже однажды могли «засеребриться», как церковь Преображения на Кижах.
На что обратить внимание? Светильник с мотивами лемеха, сделанный без единого гвоздя.
Еще в старые времена, когда карелы мастерили из бересты и украшали одежду красной нитью и жемчугом, они с глубоким трепетом относились к материалам, с которыми работали. Например, был целый свод правил, связанный с древесиной. Ель почти никогда не использовали, потому что она олицетворяла жертвенное дерево рода и была проводником в потусторонний мир. Береза же соединяла мир людей и мир богов, поэтому из нее делали только тотемы.
В мастерской Lapin к древесным материалам относятся с таким же уважением: если дерево срубают ради какой-то вещи, то она должна быть надежной и долговечной. При этом все изделия идеально вписываются в современный интерьер: органичность — важный принцип северного стиля.
На что обратить внимание? Напольный светильник Kuutamo с мотивами лемеха; кресло Harmonia с северным орнаментом.