Вояж: гид по Карелии от местных дизайнеров
В наши дни в Карельской глубинке стали появляться гостевые дома, где с комфортом можно переночевать и отдохнуть. Но еще совсем недавно, чтобы провести несколько дней в палатке на островах Заонежья, нужно было ехать на «буханках» (микроавтобусах УАЗ-450) и плыть на надувных лодках. Сегодня же остановиться можно в числе прочего в «Жемчужине Заонежья» — отреставрированном крестьянском доме, которому недавно исполнилось сто лет. Местный житель Сергей Шахуцский собственными руками сделал из него современный гостевой домик, где сохранил частичку живой истории — старинные стены, печь и кухню.
Что касается марки Perinne, то ее история неразрывно связана с Карелией. С карельского языка perinne переводится как «традиция». Светлана и Татьяна работают с народными ремеслами, а в своих произведениях соединяют местные фольклорные мотивы и детали современного дизайна. Для обеих это совершенно несложно — Катаргина и Бабкова влюблены в Русский Север, а Светлана и вовсе родом из этих мест и может провести полноценную экскурсию по самым заповедным уголкам северного берега Онежского озера.
Специально для нас дизайнер составила очень личный и совсем не туристический маршрут.
Медвежьегорск: рыбалка и старинные деревни
Начать путешествие лучше с Медвежьегорска — уютного города на берегу Онежского озера. Именно здесь снимался любимый многими фильм «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Отдохнуть можно в местном гостиничном комплексе «Малая Медвежка». Здесь в вашем распоряжении комфортное жилье и самые разные варианты вполне аутентичного досуга. Например, можно отправиться на рыбалку, а затем приготовить обед из свежепойманной рыбы прямо на берегу озера.
Если же проследовать вглубь полуострова, то на изрезанных бухтами и заливами берегах (местные называют их «губы»), можно увидеть сохранившиеся старинные деревни — места, о каждом из которых можно рассказать невероятно увлекательную историю. Ведь Заонежье — как Зазеркалье. «Именно здесь началось наше творческое исследование, которое все еще не закончилось», — говорят основательницы Perinne.
Шуньга — международный торговый центр прошлого
Это небольшое село раньше было центром Заонежья. Здесь проходила главная северная дорога, соединяющая Белое море и Великий Новгород. На улицах устраивали ярмарки, колядовали и продавали горячие калитки — карельские пирожки из ржаного теста. Торговля шла полным ходом: на самую крупную ярмарку, «Крещенскую», собирался народ из всех соседних сел, а купцы — со всего мира. В совокупности торговцы ежедневно зарабатывали сумму равную примерно 60 млн современных рублей. Причем языковой барьер не был для них проблемой. По семейной легенде, прапрадед Светланы Катаргиной знал четыре языка и прекрасно умел договориться с любым чужестранцем. Еще Шуньга — родина заонежской вышивки, уникальной малоизвестной техники. Строчка по сетке сейчас совсем не используется, но в конце XIX — начале XX века шуньгские вышитые изделия успешно продавались в Париже, Лондоне и даже Америке.
Толвуя: целебный родник и тюрьма для царицы
Следующая остановка — поселок Толвуя. На местном наречии «талви ойа» означает «зимний ручей». Рядом с деревней находится полуостров Клим Нос, место финских военных укреплений, и родник со старинной историей — Царицын ключ. Все началось в Смутные времена, когда вступивший на престол царь Борис Годунов отправил сюда в ссылку Ксению Романову — мать будущего царя Михаила. Насильно постриженная в монахини, она прожила в Толвуе шесть лет. Из-за переживаний, скудного питания и сурового климата у княгини развилась эпилепсия, и местные крестьяне водили ее на исцеляющий родник, воды которого, по поверью, облегчали недуги. Сейчас все желающие тоже могут прикоснуться к ключу, водой из которого когда-то умывалась княгиня.
Космозеро: старинные дома и вековая печаль
Еще одна старинная деревня на нашем пути — Космозеро. Возраст ее почтенный — свыше 500 лет. «Космос» в названии — это видоизменившееся со временем старинное карельское слово, значение которого уже не помнят даже местные. Здесь стоят огромные двухэтажные заонежские дома, и они впечатляют. Заброшенные или заколоченные на зиму, эти дома создают ту самую неповторимую атмосферу Русского Севера, печального, но величественного.
До наших дней дошла память о художниках-иконописцах Абрамовых, живших в Космозере в середине ХХ века. Михей Иванович и его сын Иван были мастерами на все руки: в большом двухэтажном доме Абрамовых была просторная живописная мастерская — настоящая творческая лаборатория, где хранились листы с эскизами, инструменты для растирания пигментов и приготовления красок, ящики с красками и кистями. Сохранившиеся иконы Абрамовых можно посмотреть в музее на острове Кижи.
Кузаранда — родина карельских сказов
Дальше наш путь пролегает через Кузаранду на Еловом берегу — здесь шла дорога первых паломников Соловецкого монастыря, который стоит на Белом море. Здесь же жила знаменитая местная сказительница Ирина Федосова. В Заонежье знание «стари́н» и умение их сказывать считалось признаком образованности, заниматься этим могли лишь те, кого одобрял старейшина. От сказителей мы знаем русские былины и всем известные сюжеты сказок, которые перекладывались на свой лад поэтами и писателями, композиторами и художниками.
Плачи сказительницы Федосовой, жившей в Заонежье в XIX веке, использовали в своем творчестве Некрасов и Толстой, Горькой и Римский-Корсаков. С 12 лет сказительница «причитала» на свадьбах, а в пожилом возрасте гастролировала по всей России. Ее даже приглашали в Америку, куда она, увы, не успела доехать. Бренд Perinne участвовал в оформлении Центра творчества Федосовой в Кузаранде. В будущем здесь откроют исследовательскую базу для студентов-филологов.
По Великой Губе до Кижей
Великая Губа — настоящий край земли. Дальше только открытое море-океан — Онежское озеро. Пристань здесь была всегда, отсюда добирались до острова Кижи — вначале на деревянных лодках, а теперь на катерах на воздушной подушке.
Всего за час отсюда можно добраться до жемчужины Заонежья — Кижей с их известным на весь мир деревянным храмовым комплексом. Попасть сюда не всегда просто: остров перестает принимать туристов в шторм и проливной дождь. Тем же, кому повезло добраться, в первую очередь стоит отправиться к главной достопримечательности — двум деревянным церквям и колокольне, построенным в XVIII веке без единого гвоздя. Кроме того, сюда перевезли десятки памятников архитектуры из разных уголков Заонежья, и остров стал настоящим музеем под открытым небом. После поездки по воде и прогулке по острову наградой станет обед в аутентичном ресторане местной кухни «Карельская горница» в Петрозаводске и ночь в отреставрированном крестьянском «Доме Аникиных».