Смахнуть паль: как распознать поддельные кроссовки и не попасться на фейк
Что случилось?
В конце октября YouTube-блогер AndrewMADEit в своем ролике обвинил магазин Nikita Efremov в том, что витринные образцы кроссовок отличаются от тех, которые продают покупателям. Как уверяет автор ролика, сникеры Air Jordan 1 Mid Craft Taupe Haze, которые ему принесли для примерки, были плохого качества: с тонкой кожей, следами клея и торчащими нитками. При этом образец, представленный на витрине, по словам блогера, выглядел как оригинальный.
На критику в свой адрес Никита Ефремов ответил, что они сотрудничают только с проверенными поставщиками, поэтому в магазине никогда не было и не будет фейковых кроссовок. А всю шумиху он связывает с тем, что аудитория не знает, как работает рынок ресейла.
Чтобы детально разобраться в ситуации, мы решили узнать у экспертов и инсайдеров индустрии, как сейчас кроссовки попадают на российский рынок и может ли обычный человек отличить поддельные кроссовки от оригинальных.
Как в целом обстоят дела на рынке кроссовок?
Несмотря на то что кроссовки будто бы носит весь мир, издание Business of Fashion сообщает, что в 2023 году продажи спортивной обуви в мире выросли всего на 2,7% вместо 19% годом ранее: на пятки в буквальном и фигуральном смысле ей наступают другие категории — лоферы, мюли и клоги, интерес к которым вырос на 5% за год. Тем не менее в отчете, опубликованном в августе 2023 года, гигант Nike сообщил о росте выручки на 2%, до $12,9 млрд, и одним из основных драйверов роста все равно стала спортивная обувь (+4%).
В России же тенденция отличается от общемировой: сегодня на спортивную обувь у нас приходится около 15% продаж, или 73 млрд рублей, и ожидается, что за оставшийся 2023 год этот объем вырастет еще на 30%.
Как сообщают представители Lamoda, в 2022 году продажи кроссовок на платформе выросли на 17%, а за первое полугодие 2023 года рост составил еще 11% по отношению к такому же периоду прошлого года. Рост продаж мужской спортивной премиум-обуви на Lamoda в нынешнем году и вовсе составил рекордные 70% — чаще всего покупали кроссовки, кеды и слипоны. Схожую динамику отмечают другие игроки рынка спортивной обуви — сеть Street Beat и магазин Nikita Efremov.
Как сейчас кроссовки попадают на российский рынок?
Несмотря на то что часть брендов ушли с российского рынка, значимая часть товаров поступает по классической старой схеме: отгрузка от локального дистрибьютора и импорт от официальных представителей бренда. То есть бренд не поставляет свой товар напрямую в собственные магазины, а продает третьему лицу, которое уже размещает ассортимент в торговых точках под другой вывеской.
Именно поэтому вместо монобрендовых официальных магазинов появляются многочисленные аналоги. Переименовались магазины Reebok, а место магазинов Puma заняли мультибрендовые торговые точки Amazing Red, среди других представляющие товары этого спортивного бренда. Совсем недавно стало известно, что в 2024 году на месте магазинов adidas откроется сеть мультибрендовых розничных магазинов Lamoda Sport.
Кроме того, ситуацией с уходом брендов воспользовались продавцы калибром поменьше — новые магазины теперь появляются не в торговых центрах, а в телеграм-каналах. И точную статистику тут никто назвать не сможет. Кажется, что такие проекты, продающие кроссовки популярных брендов, возникают в соцсетях каждый день.
Поступают кроссовки разными путями: так, в Amazing Red товар ввозят по параллельному импорту через поставщиков Inventive Retail Group, на которых команда мультибренда полагается как на проверенных. И если в известном магазине вы можете потребовать предоставить сертификаты соответствия или вернуть бракованную пару, то в случае с покупками через телеграм-каналы так сделать не получится: вы рассчитываете только на репутацию и авторитет владельца.
Часто такие магазины открывают сникер-энтузиасты, коллекционеры кроссовок, для которых хобби стало прибыльным бизнесом. Один из наших собеседников, коллекционер adidas с внушительным собранием из 500 пар и основатель подобного магазина в телеграм-канале, рассказывает, что заказывает товары на маркетплейсе Poizon в Китае и уверен в оригинальности каждой пары, поскольку увлекается кроссовками более 15 лет и долгое время работал в сникер-магазине: «В Poison я лично больше уверен, потому что я привез оттуда более 10 тыс. пар кроссовок и паленых, к счастью, мне не попадалось».
Часто ли можно нарваться на подделку?
Как утверждает отчет OMI Russia, пальму первенства среди спортивных брендов в России по-прежнему удерживают adidas и Nike, которые официально покинули рынок. Как раз на самые известные модели этих марок и выпускается подавляющее большинство подделок невысокого качества: это, например, Nike Air Max, adidas City series и другая классика. В этом году хит продаж в России и в мире — adidas Samba и adidas Gazelle, которые признаны Business of Fashion и изданиями вроде Highsnobiety самыми востребованными кроссовками сезона. Кроме того, стабильно популярны Nike Jordan 1, Nike Dunk, а также New Balance 2002R и New Balance 530.
Производители контрафакта оперативно реагируют на потребности рынка, поэтому на маркетплейсах вы можете найти такие модели по подозрительно низкой цене — 4-5 тыс. рублей. Скорее всего, это подделка невысокого качества, ведь оригинальные adidas Samba стоят $120, а в России — от 15 тыс. рублей.
Статистика удручающая: в 2019 году, по данным компании BrandMonitor, каждая третья проданная в России пара была поддельной и при этом 43% покупателей не знали, что приобретают фейк. Более новых и точных данных пока нет, но, учитывая официальный уход самых популярных брендов, едва ли процент подделок снизился. Никита Ефремов подтверждает, что рынок контрафакта остается серым в том числе для статистики и об объемах, и о происхождении фейков: «На данный момент развития этой сферы рынка дать однозначный ответ о стране или регионе происхождения подделки практически невозможно, так как на подобном товаре никто не будет писать координаты его производства».
Какие бывают подделки?
Если вы бывали в полных контрафакта местах вроде «Садовода» и «Дубровки», то знаете, что фейк фейку рознь. Вообще, условно подделки можно разделить на три категории:
- подделки А-уровня, которые продаются на рынке. Опознать их не составит труда: материалы низкого качества, опечатки в названии бренда;
- подделки АА-уровня, которые выполнены из качественных материалов, а артикул и детали совпадают с оригиналом;
- подделки AAA-класса, или «суперфейки», которые сделаны иногда даже лучше, чем оригинальные модели. Определить, что это подделка, смогут лишь эксперты или представители бренда.
Бывает так, что в оригинальной продукции используются натуральные материалы, которые могут иметь дефекты природного происхождения, а в подделках — искусственные, поэтому на первый взгляд подделка может выглядеть привлекательнее. Иногда, впрочем, доходит до абсурда: изготовители контрафакта стараются настолько точно скопировать дизайн по фотографии, что добавляют на пары хештеги из соцсетей.
Подделки ААА-класса имитируют, как правило, редкие и лимитированные релизы, которые на вторичном рынке могут запросто стоить не одну тысячу долларов — Nike × Off-White, adidas Yeezy, New Balance × JJJJound и другие модели, созданные в сотрудничестве со знаменитостями. Качество материалов и производства может практически не отличаться от оригинала, а для того, чтобы опознать подделку, потребуется помощь знатока.
Многие хотят иметь в гардеробе ту самую классную пару кроссовок, а официальных магазинов брендов в России теперь попросту нет. Из-за этого как грибы после дождя появляются новые и новые проекты, которые ввозят кроссовки из Китая и европейских аутлетов. Проверить каждую пару невозможно, а какого-то единого документа, который бы подтверждал оригинальность модели, просто не существует.
Как распознать фейк?
На ресейл-платформах оригинальность товара устанавливают эксперты-аутентификаторы. Платформа Second Friend Store, пусть и не занимается кроссовками, иногда продает спортивную обувь люксовых брендов, а также пары из знаковых коллабораций вроде Nike с Off-White и Dior. «В первую очередь проверяется наличие всех бирок с артикулами и QR-кодами, все они должны переводить на официальный сайт в случае с QR или отсылать к официальным ретейлерам при вводе в поисковик в случае с артикулами, — рассказывает о процессе старший аутентификатор платформы Яна Довшан. — Мы проверяем качество материала, форму каждой детали изделия, длину и наклон всех стежков». По ее словам, именно с кроссовками это особенно трудоемко из-за огромного количества подделок разного уровня качества: «Даже если к нам попадет редкая модель кроссовок бренда, с которым мы не работаем, скорее всего, мы ее не возьмем, так как это не наша ниша».
Примерно такая же ситуация и у The Cultt — ресейл-платформы, которая ранее специализировалась на сумках, но теперь открыла и разделы обуви и аксессуаров. Среди них есть и кроссовки — впрочем, тоже только люксовых брендов. «Аутентификация обуви не сильно отличается от аутентификации сумок. Обычно при проверке сумок мы обращаем внимание на большое количество деталей, у обуви же опознавательных знаков сильно меньше. Обычно мы имеем два логотипа (на стельке внутри и на подошве), шрифт которых мы изучаем и сравниваем с оригинальным. Далее при проверке обуви мы обращаем внимание на качество стежков, основной материал. После вынимаем стельку и осматриваем ее с обеих сторон — лицевой и внутренней», — рассказывает Дарья Зосименко, соосновательница и баинг-директор The Cultt.
Получается, что определить подлинность кроссовок — задача со звездочкой, но в целом эксперты советуют обращать как можно больше внимания на детали: протектор подошвы, текстильные вставки, материал подкладки, шрифт на бирке. Именно на таких мелочах сыпятся производители подделок.
Хотя и это не дает гарантии. «Если раньше подделки сразу бросались в глаза из-за качества или иных логотипов, со временем внешне они стали очень похожи на оригинал. Я всегда чувствовал себя на голову выше обычного человека в этом вопросе, поскольку уже много лет вовлечен в работу с товаром, но буквально на днях повстречал подделку с идеальной биркой», — рассказывает Антон Горбашов, руководитель закупок направления спорт Lamoda. Единственный способ, который он нашел для проверки, — это сверить бирки на левом и правом кроссовке: у большинства ключевых брендов они имеют уникальные номера.
Если же сомневаетесь, что сможете разобраться сами, обратитесь к международным платформам аутентификации вроде Legit Check: там есть подробные гиды для некоторых моделей (но в основном брендовых кроссовок), а еще можно заказать профессиональную аутентификацию. Более простой способ — установить приложение, которое помогает в аутентификации обуви. Например, в CheckCheck нужно загрузить фото кроссовок, программа на основе алгоритмов искусственного интеллекта сравнит его с базой данных и определит соответствия и несоответствия. Похожим образом работает программа Entrupy, которой пользуются ресейл-платформы для проверки брендовых сумок, но CheckCheck, конечно, не выдает официальных заключений, и точность его не так высока.
У люксовых брендов для многих товаров есть сертификаты подлинности, специальные коды и возможность проверить оригинальность в розничном магазине или службе поддержки. Но для кроссовок обычных брендов вроде тех же adidas и Nike подобных официальных документов не существует. В России сейчас введена система сертификации «Честный знак», которая помогает подтвердить подлинность товара: в ней регистрируются сертификаты производителя, присваивается код, который позволяет отследить, кто и когда произвел или ввез товар в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится. Ею пользуются, например, в Amazing Red. «Мы всегда проверяем наших поставщиков. Вся наша обувь сертифицирована — любой покупатель может проверить маркировку через "Честный знак" или же запросить сертификат непосредственно в магазине», — рассказывает команда мультибренда.
Все же известны случаи, когда на маркетплейсах появлялись поддельные кроссовки, маркированные таким знаком. «Как такое возможно? Легко. Сертификат соответствия оформляется на оригинальную пару, а на склад маркетплейса едут фуры фейковых», — объясняет главный редактор газеты о кроссовках Kickspaper Сергей Будачев.
С ним согласен еще один из наших собеседников: «Никакие документы не подтверждают оригинальность. Нет никакого "паспорта кроссовок". Все "Честные знаки" можно повесить и на паленые кроссовки — в этом нет ничего сложного, и это будет фактически законно и легально. Можно ориентироваться на сертификаты и пломбы Poizon, если говорить про азиатский рынок, и на сертификаты и пломбы маркетплейса StockX, если мы берем американский и европейский рынки. Но слышал где-то, что на StockX иногда попадаются и паленые кроссовки».
Так или иначе, сейчас вопрос подлинности кроссовок остается на совести продавца. Например, в Lamoda cо всех контрагентов требуют гарантии оригинальности товара, прописанные в договоре, и уделяют особое внимание источникам происхождения товара. В магазине Nikita Efremov говорят, что полагаются на свою наработанную и проверенную годами базу поставщиков, которые для них находят самые редкие и лимитированные релизы.
Чтобы точно не нарваться на подделку, нужно идти в официальные магазины или к известным продавцам с проверенным именем, ведь репутацию за один день не заработаешь. В любом случае, на 100% подтвердить или опровергнуть оригинальность кроссовок может только производитель или дистрибьютор.