Безопасность в приоритете: как миллениалы покупают квартиры
Кто такие миллениалы
Миллениалами принято называть людей, которые родились во временном промежутке с 1981 по 2001 год. Новое тысячелетие, миллениум, большинство из них встретили уже в сознательном возрасте, что и определило и вектор их развития, и взгляды на жизнь.
Заместитель декана философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Сергей Дубровский: «Миллениалы — поколение, выросшее на переплетении технологий и глобализации. Они ценят гибкость и мобильность, а не стабильность и привязанность к одному месту. Экономические трудности и социальная ответственность также играют ключевую роль в их жизненных выборах».
Отличительные черты миллениалов на рынке недвижимости
- редко строят планы на долгосрочную перспективу;
- часто переезжают с места на место;
- ценят безопасность, комфорт и функциональность жилья;
- требовательны к характеристикам жилья;
- предпочитают закрытую и охраняемую территорию городских жилых комплексов или загородных поселков;
- при подборе вариантов покупки или аренды жилья пользуются интернетом, платформами недвижимости;
- самый популярный канал коммуникации с застройщиками — мессенджеры и электронная почта;
- при купле-продаже жилья пользуются системами безопасных расчетов.
Какова роль миллениалов на рынке недвижимости
На современном российском рынке жилой недвижимости именно миллениалы составляют внушительную группу покупателей, они задают новые тренды и буквально заставляют застройщиков менять подход к строительству современных ЖК. Ведь именно они сегодня основная категория покупателей недвижимости, особенно в Москве и Московской области.
«Миллениалы приходят на рынок с определенным запросом, четко представляют, какая квартира им нужна, предъявляют высокие требования к качеству и сервису», — говорит директор по продажам компании Est-a-Tet Роман Соколов. Это рациональное поколение, которое хорошо разбирается в инструментах приобретения, осознает, что такое ипотека, и не боится оформлять кредит.
Миллениалы отличаются от более старших поколений тем, что меньше привержены концепции одного жилья на всю жизнь и гораздо реже рассматривают квартиры как нечто незыблемое и вечное. «Молодые покупатели более легки на подъем — именно эта аудитория стартует в самостоятельную жизнь с квартиры-студии или апартаментов, подход к жилью у них очень функциональный. А еще они намного легче меняют жилье вслед за условиями жизни (например, при смене работы), не прикипают к району», — добавляет управляющий партнер bnMAP.pro, основатель компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
«При этом многие миллениалы не ощущают себя взрослыми из-за финансовой нестабильности и частых переездов. Это отражается на их отношении к "взрослым" вопросам, таким как покупка квартиры. К тому же рост цен на стройматериалы и недвижимость в целом создает дополнительные препятствия для этого поколения», — считает Сергей Дубровский.
Однако эксперты рынка недвижимости сходятся во мнении, что, несмотря на стереотипы об отсутствии опыта и понимания жизни у молодых людей, эта категория покупателей понимает стоимость денег и хочет за эти средства получить максимум возможного. «Миллениалы вряд ли согласятся приобрести старую квартиру в условной хрущевке, так как предпочитают современные жилые комплексы с полной начинкой, грамотной концепцией, а также с обустроенными и безопасными общественными пространствами. Иными словами, миллениалы покупают не только квадратные метры в квартире — они хотят приобрести качественное жизненное пространство и за ее пределами», — поясняет Ирина Доброхотова.
Как миллениалы ищут жилье
При поиске квартиры миллениалы основное внимание уделяют безопасности сделки. Для них очень важно, чтобы приобретаемое жилье было досконально проверено, не имело никаких скрытых подводных камней, которые могут привести к проблемам и дополнительным затратам в будущем. Прежде всего это проверка юридической чистоты сделки, всех документов, а также состояния здания.
Миллениалы тщательно выбирают и просматривают множество вариантов — в этом им помогают различные сервисы по поиску недвижимости. Например, проверить безопасность жилья помогает платформа «Авито Недвижимость». При поиске квартиры в новостройке (а именно их в первую очередь рассматривают миллениалы) можно ознакомиться с историей застройщика и понять, насколько он соблюдает сроки: на сервисе указывают процент ЖК, сданных без переноса.
«Безопасность при покупке недвижимости важна всегда — и в первый, и в следующий раз. На кону стоит слишком многое — огромная сумма денег и огромное количество сложностей, если что-то пошло не так. Покупка квартиры — это один из самых сложных и волнительных моментов в жизни. Когда покупаешь квартиру в первый раз, процесс совсем не знаком, и уровень стресса еще сильнее», — говорит ведущий менеджер продукта по доверию и безопасности «Авито Недвижимости» Елена Хараева.
Как миллениалы приобретают жилье
Эксперты сходятся во мнении, что миллениалы практически никогда не будут рисковать, их сделка должна быть безопасной — что в плане выбора нужного объекта, что при оформлении покупки.
Для миллениалов важно:
- найти наиболее оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Поэтому они проводят объективную оценку стоимости недвижимости и сравнивают с другими вариантами на рынке;
- позволить себе покупку без финансовых проблем в дальнейшем. Для этого они тщательно продумывают свой бюджет, выгодность ипотечного кредита и учитывают дополнительные расходы;
- чтобы сделка купли-продажи была проведена с помощью безопасных расчетов, когда нет риска, что продавец окажется нечестным и покупатель потеряет свои деньги. Миллениалы практически никогда не идут на распространенный вариант с банковской ячейкой.
Где найти проверенные объявления о продаже
«В интернете можно встретить ложные объявления о продаже недвижимости. Стоит усомниться в честности продавца квартиры на вторичном рынке, если объект выставлен по заниженной цене, с кратким описанием, небольшим количеством фотографий и заведомо ложной информацией. Главный красный флаг — авторы объявления призывают заплатить деньги до выхода на сделку», — говорит Елена Хараева.
Платформа «Авито Недвижимость» защищает пользователей и помогает находить объявления надежных продавцов с проверенными в Росреестре квартирами. Такие вторички помечены специальным значком «Проверено в Росреестре». Это означает, что платформа сопоставила главные параметры квартиры, указанные в объявлении, — этаж, комнатность, площадь, наличие обременений. Помимо квартир, проходят проверку и сами пользователи. Надежные продавцы получают значок «Документы проверены», «Есть профиль на Госуслугах» и «Реквизиты проверены» — это подтверждает, что аккаунт принадлежит реальному человеку или компании.
Главное для миллениалов — рациональность и безопасность
«Одна из главных отличительных черт миллениалов на рынке жилья — сугубо рациональный подход. Что касается интерьеров, тут вряд ли можно выделить что-то общее, у всех разные вкусы — разве что не приветствуются совсем старомодные интерьеры, дворцовый стиль и прочее», — говорит Ирина Доброхотова.
Миллениалы обычно крайне внимательны, и, когда приобретают квартиру с отделкой, не пропускают огрехи застройщика. Как правило, выбирают для покупки лоты евроформата или со свободной планировкой. Это позволяет организовать пространство с максимальной пользой каждого квадратного метра и обустроить квартиру под свои потребности. Особенно если жилье покупается на старте продаж, ведь за время строительства может измениться семейный статус, родиться ребенок. Поэтому функциональность, комфорт и экологичность для них находятся на первом месте.
Поскольку многие миллениалы работают удаленно или в гибридном графике, им важно, чтобы в пределах жилого комплекса было собрано все необходимое для жизни — от кофейни и коворкингов до презентабельного лобби для приема гостей и воркаута во дворе. Также ценится обустроенный двор, близость набережной или парка для прогулок с семьей и занятий спортом на свежем воздухе.
Еще одно частое пожелание — закрытая от посторонних территория с круглосуточным видеонаблюдением и охраной. По мнению Ирины Доброхотовой, именно безопасность вкупе с рациональностью очень важны для представителей поколения миллениалов при выборе будущего жилья.
Личный опыт
Мы выяснили у представителей поколения миллениалов, как они приобретали собственное жилье, на что в первую очередь обращали внимание. Их ответы совпадают с экспертными оценками.
Анастасия Подольская, 31 год, бренд-директор «Правил жизни»:
«Я уже купила две квартиры, первую из них — в 2016 году. Я тогда уже два или три года снимала разные комнаты и квартиры. Вместе с папой мы решили, что если я остаюсь жить в Москве после окончания университета, то мне пора купить свою. Он помог с первоначальным взносом, и мы взяли ипотеку. Но дальше я должна была выплачивать ее сама — это решение было принять трудно. Поэтому мы выбирали квартиру так, чтобы взнос был не больше трети зарплаты и сильно не обременял.
Помимо цены, мне было важно жить в привычном мне юго-западном направлении, где я уже снимала квартиры, жила в общежитии в Одинцово. Я хотела новостройку, посмотрела несколько жилых комплексов и выбрала новый, зеленый и приятный во всех смыслах район Переделкино. Еще я, например, не выбрала ЖК бизнес-класса за Кутузовским проспектом по выгодным ценам комфорт-класса, потому что понимала, что там никогда не будет метро. И смотрела на этаж: всегда выбираю квартиры на последнем этаже, потому что не хочу, чтобы мне не давали спать соседи сверху.
Еще переживала, чтобы застройщик был надежный. Гарантом безопасности для меня была управляющая компания: я все оформляла через нее, полностью доверилась, так как плохо разбиралась в вопросе. Недавно я закрыла первую ипотеку и взяла вторую на той же улице и у этого же застройщика, потому что хочу уже жилье побольше. В этот раз было совсем не волнительно и все понятно. Пока не знаю, что буду делать с первой квартирой — возможно, туда переедет кто-то из семьи».
Арина, 28 лет, банковский работник:
«Я купила квартиру в 2020 году, потому что надоело жить в съемной. Подсчитала, что ежемесячный платеж будет равен стоимости аренды квартиры, и легко решилась. При выборе обращала внимание на количество комнат (не хотелось однушку) и транспортную доступность — наличие метро или МЦД в шаговой доступности.
Очень переживала за безопасность сделки, поэтому максимально изучила все возможные подводные камни. Боялась попасться на серую схему или что окажется, что при покупке раньше был замешан материнский капитал. Перед покупкой пробивала квартиру на обременения через риелтора по базам должников и банкротов, а еще проверяла, чтобы рядом не планировалось строек больших жилых комплексов. В итоге взяла вторичное жилье в старом районе, чтобы избежать в дальнейшем большого скопления людей и больших пробок».
Захар, 26 лет, маркетолог:
«Купить собственное жилье я решился еще два года назад, когда мои родители сказали, что деньги нужно во что-то инвестировать. Сейчас мне есть где жить, поэтому целью было приобрести какой-то объект недвижимости, чтобы сдавать его в аренду. Основным критерием была шаговая доступность до метро, максимум 15 минут. Бюджет был ограничен, я брал ипотеку и сразу понимал, что это будет однушка. Мне было важно, чтобы был хороший жилой комплекс, новостройка. Не рассматривал хрущевки, сталинки и квартиры с бабушкиным ремонтом. В итоге купил вторичную студию в монолитке с целью сделать ремонт максимально качественным, как под себя, чтобы точно знать, что нигде ничего не протечет.
Сейчас я пытаюсь предусмотреть все, чтобы не было никаких проблем при продаже квартиры в будущем. Не экономлю на строительных материалах и рабочих, чтобы все швы были изолированы, загерметизированы. Прошу присылать мне фото и видеоотчет с каждого этапа. Продумываю грамотную планировку, чтобы она была конкурентной на фоне других предложений.
Для меня было важно, чтобы все проходило через банк, который выступает гарантом безопасности сделки. На каждом этапе подписания документов, сверки актов по квартире я внимательно изучал их, чтобы не было никаких вопросов и проблем. Сделку проводил юрист со стороны продавца, она мне все четко раскладывала по полочкам. Помогал и интернет: я прочитал кучу информации о том, на что нужно обращать внимание во время покупки».
Как за рубежом
Присутствие миллениалов на рынке — это общая история, в других странах они тоже определяют рынок недвижимости. И в их предпочтениях при покупке квартиры много сходств с нашими миллениалами. Например, в Германии тоже первостепенны комфорт, безопасность и функциональность приобретаемого жилья. А у немногочисленного поколения миллениалов Великобритании популярностью пользуются функциональные квартиры и апартаменты без всяких излишеств, предпочтение отдается благоустроенным и, что самое главное, безопасным районам с хорошей инфраструктурой, говорит эксперт лондонского рынка недвижимости Николь Грегори.
Однако, по словам экспертов, миллениалы в Европе чаще не приобретают, а снимают квартиры. «В Германии часто молодые люди обычно покидают родительский дом с 18 лет, но отказываются от владения в пользу аренды жилья. Это становится особенностью в потреблении этого поколения, и в ближайшие годы такая тенденция будет только нарастать», — говорит эксперт рынка недвижимости немецкого Дюссельдорфа Ульберт Шлимпер.
По словам агента по недвижимости из Варшавы Томека Ковальского, в Польше рынок аренды жилья тоже набирает обороты. «Главная движущая сила здесь — миллениалы, которые больше других склонны к частым переездам из города в город. Они хотят жить в центре, недалеко от работы и чтобы в шаговой доступности были торговые центры, рестораны, театры и другая социальная и коммерческая инфраструктура», — добавляет Томек Ковальский.
Сколько еще миллениалы будут влиять на рынок жилья
Миллениалы переписывают правила игры на рынке недвижимости, и их влияние будет продолжаться еще долго. «Пока это поколение находится в экономически активном возрасте, то есть как минимум лет 30–40, они будут покупать жилье. Сначала для себя, потом для растущей семьи, потом для детей и родителей. И застройщикам нужно учитывать их потребности и желания», — утверждает Ирина Доброхотова. Однако Роман Соколов дает еще не менее 10–15 лет, когда их влияние будет активным, а затем снизится. Ведь к этому времени миллениалы уже решат жилищный вопрос. На смену им придут зуммеры и, возможно, будут диктовать свои условия с учетом новых экономических и социальных факторов.
Реклама. ООО КЕХ ЕКОММЕРЦ