Платье с лобстером и шокирующий розовый: что нужно знать об Эльзе Скиапарелли
Эльза Скиапарелли родилась в Италии в довольно консервативной семье, но, вопреки воспитанию, увлекалась религиозными обрядами древних культур, мифологией и теософией. Попытки родителей отправить дочь на обучение в монастырь успехом не увенчались: сначала Эльза объявила голодовку, а потом и вовсе сбежала из дома в Лондон. Дальше жизнь Скиапарелли была похожа на лихо закрученный роман или сюжет сериала: брак с харизматичным мошенником, выдающим себя за экстрасенса, депортация в Америку, постоянные переезды, работа помощницей на консультациях по паранормальным явлениям. В 1922 году Скиапарелли после разрыва с мужем переехала в Париж с маленькой дочерью на руках — и у сериала начался второй, даже более занимательный сезон.
В Париже за счет своего интереса к спиритизму Скиапарелли смогла сблизиться с художниками из круга дадаистов и сюрреалистов. Она подружилась Франсисом Пикабиа, общалась с Марселем Дюшаном и Маном Рэем, а затем начала пробовать себя в создании одежды, вдохновившись прогрессивными опытами Поля Пуаре. Пуаре прославился тем, что стремился освободить женщин от корсетов, и Скиапарелли, следуя его идеям, драпировала ткань прямо на теле.
Эльза никогда не училась техническим навыкам шитья, но с идеями у нее было все в порядке — а уж найти того, кто поможет эти идеи воплотить, было не так сложно. И хотя поначалу ее эскизы не имели успеха в модных домах, Скиапарелли не оставляла попыток. Популярность началась не с драпированных платьев, а со свитера с вывязанным узором в виде банта: по эскизу Скиапарелли его связала одна армянская эмигрантка — и скоро новоявленная модельер получила два десятка заказов на такой же. Дальше дело пошло на лад, и в 1934-м на Вандомской площади открылся бутик Schiaparelli.
Логичным продолжением вращения в художественных кругах определенного толка стала дружба Скиапарелли с Сальвадором Дали. Познакомились они на премьере фильма «Андалузский пес» и с тех пор много общались, а еще сотрудничали. Вдохновившись творчеством Дали, Эльза придумывала платья с рельефным узором в виде ребер, а сам художник нарисовал омара — частый мотив его творчества — на вечернем платье из белого шелка. Результатом их коллабораций были и причудливые аксессуары: шляпы в виде туфли или бараньей отбивной, украшения с насекомыми и не только.
В работах Скиапарелли было немало инноваций, как идейных, так и технических. Она экспериментировала с акрилом, целлофаном, вискозой и металлическими нитями, просила соткать полотна с имитацией необычных для ткани фактур древесной коры или меха. Силуэты Schiaparelli тоже опережали свое время: в тридцатые и сороковые их понимали не все. Авторству Эльзы принадлежит, например, гибрид юбки и брюк (теперь их бы назвали кюлотами) и первый раздельный купальник.
Еще одно изобретение, ассоциирующееся с именем Эльзы Скиапарелли, — «шокирующий розовый», вызывающе-яркий оттенок, который модельер начала использовать в вечерних платьях первой. В 1947 году она представила легендарное платье с вышитым розовым бантом, переведя этот цвет из разряда вульгарных в категорию модных. Как мы видим, Shocking Pink остается таким до сих пор. В том же 1947-м, кстати, креативным директором бутика Schiaparelli стал Юбер де Живанши. Он проработал там четыре года, прежде чем запустить собственный дом моды.
На протяжении всей карьеры Эльза Скиапарелли соперничала с Габриэль Шанель — тут смешивались личная неприязнь и профессиональная конкуренция. Они обе были по-своему революционерами в женской моде, обе стремились ее демократизировать, сделать одежду удобнее, но при этом друг друга на дух не выносили. В этом соперничестве победа осталась за Шанель: в начале пятидесятых Скиапарелли закрыла свой модный дом, поскольку не смогла приспособиться к послевоенным экономическим реалиям.
Новую жизнь бренд Schiaparelli получил только в 2014 году, когда вышла первая коллекция спустя 60 лет, — за несколько лет до этого права на бренд приобрел итальянский бизнесмен Диего Делла Валле, он же назначил Кристиана Лакруа креативным директором. Но настоящее второе дыхание открылось с приходом в 2019 году Дэниела Розберри. Дизайнер смог не просто сделать Schiaparelli коммерчески успешным, но и воспользоваться всем богатейшим наследием идей Эльзы Скиапарелли: платья-скелеты, огромные лобстеры, сюрреалистичные украшения на удивление точно соответствуют духу времени, хотя и придуманы без малого сто лет назад.