Джентльмен криминального мира: гангстерский стиль на примере культовых ролей Роберта Де Ниро
«Крестный отец 2», 1974
В культовом продолжении «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы Роберт Де Ниро играет дона Корлеоне в молодости. Эта часть истории — про начало XX века на Сицилии и в итальянских кварталах Нью-Йорка, где Вито Корлеоне уже достигает своего положения в криминальных кругах. Он начинает носить костюмы-тройки с однобортным пиджаком на трех пуговицах и широкими, но короткими лацканами, высоко застегнутым жилетом и заправленным за него широким галстуком — именно такие предпочитают состоятельные джентльмены в Америке 1920-х.
«Однажды в Америке», 1984
Фильм построен на переплетении историй из разного времени — тут перемешаны двадцатые, тридцатые и шестидесятые: главный герой по прозвищу Лапша в исполнении Де Ниро вспоминает свое детство в еврейском квартале, где с другими пацанами промышляет мелкими делишками, в тридцатых же становится бутлегером (подпольный торговец спиртным во время действия Сухого закона в США в 1920–1930-е годы. — Правила жизни), а на склоне лет отказывается от преступного прошлого. Стиль Лапши в фильме — не выверенные щегольские костюмы гангстерского босса, а «живая» одежда той эпохи: костюмы грубой шерсти, кепи, галстуки со странными узорами.
«Неприкасаемые», 1987
Гангстер Аль Капоне, про которого рассказывает фильм и которого играет Де Ниро, — реальный исторический персонаж, развивший свою империю в Чикаго в начале тридцатых. Поэтому актер подошел к проработке образа особенно тщательно (он сам собирал костюмы вместе с консультантом Ричардом Бруно): разыскал и расспросил реальных портных, которые в свое время обшивали Капоне, заказал рубашки из такого же шелка, что носили гангстеры, раздобыл две болванки шляп Borsalino с инициалами Капоне, чтобы изготовить головные уборы. В итоге образы были продуманы до мелочей: пальто верблюжьей шерсти с коричневым бархатным воротником, очки с затемненными стеклами в черепаховой оправе, костюм-тройка, белая шляпа — точь-в-точь как на газетных снимках Капоне 1930-х.
«Казино», 1995
У персонажа Роберта Де Ниро в «Казино» — управляющего казино в Лас-Вегасе Сэма Ротштейна тоже был реальный прототип — Фрэнк Розенталь по кличке Левша, который слыл заядлым модником. Художница по костюмам Рита Райек встретилась с Фрэнком и рассматривала его фотоархивы, чтобы подробно воссоздать его стиль на экране. В итоге Де Ниро сменил в фильме 70 комплектов одежды, на которые ушло более $1 миллиона, часть вещей шили из оригинальных винтажных тканей. Поскольку сюжет фильма разворачивается в семидесятых, то его персонаж носит безумные по цветовому сочетанию костюмы и галстуки, китчевые расклешенные брюки, пиджаки всех оттенков, от лососевого до мятного, — и выглядит при этом вовсе не безвкусно.
«Ирландец», 2019
У «Ирландца» — очень широкие временные рамки повествования, действие фильма перетекает из пятидесятых в семидесятые, и смены костюмов героев отражают ход времени. Тут Де Ниро переплюнул даже «Казино» — актер сменил 102 костюма. Художница по костюмам Сэнди Пауэлл подобрала для каждой эпохи свою цветовую гамму, оставив персонажей в рамках неброского, делового стиля (это была просьба режиссера). Занятно проследить всю эволюцию, совмещающую и изменения в жизни героев, и смену времени: рубашка в клетку и кожаная куртка — дешевая и простая одежда пятидесятых, пиджаки с узкими лацканами в шестидесятых, более цветные вещи с принтами и винтажная синтетика в семидесятых.