Бунтарство, «ежик» и подиумный опыт: какой мода запомнит Шинейд О'Коннор
Ирландскую певицу, которая в последние годы называла себя Шухада Садакат, все равно будут помнить не иначе как Шинейд О’Коннор. Она ушла из жизни всего в 56, а до этого много лет боролась с депрессией и биполярным расстройством, приобрела репутацию неуравновешенной женщины с тяжелым характером, предпринимала радикальные и не совсем понятные окружающим шаги (переход из католической веры в ислам и смена имени в 2018 году — один из них). И все же, говоря о Шинейд О’Коннор, мы представляем себе скорее хрупкую девушку из девяностых, которая не боялась проявлять себя — в том числе через свой стиль.
Пожалуй, один из главных элементов образа Шинейд О’Коннор — стрижка под ноль. Она не была первой из знаменитостей, решившихся на такой смелый шаг. До нее это делали модель Пат Эванс и Грейс Джонс в семидесятые. В восьмидесятые и девяностые феминистки избавлялись от длинных волос в знак протеста против стандартов, которые требуют от женщин быть милыми и сексуальными. Шинейд не боялась показаться неженственной и непривлекательной. Она, наверное, даже этого хотела. В интервью она объясняла свою прическу идеей пойти наперекор музыкальным боссам. Мол, они видели ее длинноволосой блондинкой, а она побрилась под ноль. «Хочу, чтобы люди обращали внимание на мой голос, а не на мою внешность», — признавалась певица.
Гораздо позже она раскрыла еще одну причину. «Когда мы были детьми, у моей сестры были красивые рыжие локоны, которым я даже завидовала. Но наша мать вбила себе в голову, что волосы моей сестры — ужасные, отвратительные, уродливые. Она представляла нас так: меня — как хорошенькую дочь, а сестру — как уродину. Поэтому я и подстриглась. Я не хотела быть красивой». О’Коннор не скрывала, что в детстве неоднократно подвергалась насилию, в том числе и со стороны матери. «Быть красивой опасно, — рассказывала певица. — Потому что ко мне приставали и насиловали, куда бы я ни пошла. Я не хотела, чтобы это продолжалось, я не хотела одеваться, как девушка, я не хотела быть красивой».
Из того же протеста она не носила конвенционально женственные вещи, ставя во главу угла удобство. На сцену Шинейд выходила в привычных для рок-сцены образах — джинсы, майки и футболки с закатанными рукавами, грубые ботинки, но и ради церемоний не спешила переодеваться в нарядные платья. Один из самых известных нарядов певицы — белое платье-балахон вместе с парой мартинсов, который она надела на церемонию MTV Video Music Awards в 1990 году. Именно в тот год ее кавер на песню Принса Nothing Compares 2 U взорвал чарты, к О’Коннор было приковано всеобщее внимание, и контраст такого по-панковски небрежного образа с окружающими нарядными знаменитостями только больше выделил певицу.
Нет, она не стремилась эпатировать публику, скорее последовательно развивала свое желание противостоять объективации и сексуализации женщин, поэтому перемежала «пацанские» вещи с наглухо закрытыми платьями и костюмами из плотных материалов, скрывающими тело. Еще один ее образ, который можно считать культовым, как раз из такой категории: на церемонию MTV VMA 1993 года Шинейд пришла в коричневом костюме с длинной юбкой и удлиненным жакетом — сейчас подобные силуэты легко можно найти в коллекциях The Row и Jil Sander.
Моду О’Коннор при этом ни в коей мере не отрицала. Более того, у нее даже был модельный опыт: в 1994 году она вышла на подиум на показе John Rocha (ирландец Джон Роша годом ранее получил премию British Fashion Awards как «дизайнер года», а сейчас модный мир знает его скорее как отца дизайнера Симон Роша) — в лаконичном черном платье миди, а потом в финале — в белой тунике с нарисованным золотой краской крестом, за руку с самим дизайнером.
Шинейд боролась с гендерным неравенством, обращала внимание на несправедливость и насилие. В 1986 году, когда реклама средств контрацепции еще была запрещена на британском телевидении, О’Коннор снялась в ролике про вымышленный бренд презервативов, чтобы привлечь внимание к проблеме распространения ВИЧ, а потом собирала средства на программу борьбы со СПИДом. В 1992-м на шоу Saturday Night Live она принесла фотографию папы Иоанна Павла II и разорвала ее в клочья, публично призвав Католическую церковь покончить с совращением детей священнослужителями. Она могла выйти на сцену в кроп-топе, балетной пачке и шерстяных колготках, а могла надеть застегнутое на все пуговицы платье длиной до щиколоток из тяжелого вельвета. Да, о Шинейд О’Коннор можно говорить как об иконе стиля, но нужно брать в расчет не только внешние проявления, но и то, что она хотела ими донести до мира.