Birkin, корзинки, показы: главные модные моменты Джейн Биркин

Не стало Джейн Биркин — актрисы, певицы и иконы стиля, которой мы благодарны не только за появление легендарной сумки. Рассказываем о ключевых моментах, за которые модная индустрия ей обязана.

Главная модная легенда, связанная с именем Джейн Биркин, — это, конечно, появление сумки Hermès Birkin. Сама история и правда уже затерлась до состояния мифа, но все равно звучит красиво. В 1984 году в самолете из Парижа в Лондон из сумочки Джейн Биркин при неосторожном движении выпало все содержимое. Расстроенная актриса пожаловалась соседу по креслу, что, дескать, ей нужна сумка, в которую бы помещалась «вся ее жизнь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этим соседом оказался Жан-Луи Дюма, генеральный директор Hermès. Он заметил, что в сумке нужны удобные карманы, да и размер можно увеличить, и пригласил Биркин на обсуждение дизайна сумки ее мечты. Через некоторое время они встретились за ланчем и вместе сделали несколько набросков, обсудили размеры, детали отделки и предпочитаемые цвета. А через несколько недель в парижскую квартиру Биркин пришла посылка с той самой сумкой и запиской от Дюма: «Мадам Биркин, я назвал эту вместительную сумку в вашу честь».

Джейн Биркин в 2010 году
Джейн Биркин в 2010 году
Jun Sato/WireImage

Сейчас Hermès Birkin — одна из наиболее желанных сумок в мире и чуть ли не самый выгодный предмет для модных инвестиций. Все эти годы за использование своего имени в названии модели Биркин получала отчисления от Hermès и целиком направляла эти деньги на благотворительность. Как ни странно, у самой Джейн было всего четыре сумки Birkin, которые она носила без всякого пиетета — например, обклеивала стикерами и украшала сувенирными брелоками из путешествий.

Еще одна история про Hermès и Биркин, но уже не про сумки. В 1999 году Джейн вышла на подиум в качестве модели: французским модным домом тогда руководил Мартин Маржела (бельгийский дизайнер был у руля Hermès с 1997 по 2003 год), который отверг очевидное решение — Биркин появилась без сумки, с руками в карманах широких белых брюк и льняном джемпере с глубоким вырезом поверх простой майки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джейн Биркин на показе Hermes весна-лето 2000
Джейн Биркин на показе Hermès весна-лето 2000
Giovanni Giannoni/Penske Media via Getty Images

«Удобный, повседневный и очень шикарный образ. Джейн была очаровательна, добра и забавна. Она не могла перестать улыбаться, когда отыскала взглядом своих друзей среди гостей во время того шоу», — рассказала о показе стилист Канако Кога. Впоследствии она также стилизовала съемку для японского журнала High Fashion с Биркин, которой на тот момент было 54 года.

Так или иначе сумка Birkin для Джейн Биркин не была объектом обожания. А вот что точно было, так это плетеные корзины. Страсть актрисы к корзинкам, начавшаяся еще в конце 1960-х, дала начало тренду: именно благодаря Биркин плетеные емкости, изначально никак не вязавшиеся с городскими нарядами, стали обязательным атрибутом летнего парижского шика. Корзинок у актрисы было много — с крышками и без, побольше и поменьше (но все же не слишком маленькие, бутылка вина обязана была поместиться).

Джейн Биркин
WATFORD/Mirrorpix/Mirrorpix via Getty Images
Джейн Биркин
WATFORD/Mirrorpix/Mirrorpix via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корзинка Джейн стала притчей во языцех, но, пожалуй, самый знаменитый выход с аксессуаром случился на премьере фильма «Слоган» в 1969 году: туда Биркин пришла в коротком трикотажном просвечивающем платье. Как оказалось, эпатаж с обнажением был непреднамеренным, но актрисе пришелся по вкусу: «Я не знала, что платье такое прозрачное. Это эффект от фотовспышки. Если бы я знала заранее, то не надевала бы трусы», — рассказывала она потом в интервью для французского Vogue.

Серж Генсбур и Джейн Биркин премьере фильма «Слоган», 1969
Серж Генсбур и Джейн Биркин премьере фильма «Слоган», 1969
Yves LE ROUX/Gamma

В сфере стиля Джейн Биркин пусть и не стремилась совершить революцию, но именно это у нее в 1970-х и получилось — всего лишь потому, что актриса не следовала никаким писаным и неписаным правилам и одевалась только так, как ей самой было комфортно. С годами ее гардероб стал менее провокационным и более расслабленным — она чаще всего носила брючные костюмы и полурасстегнутые рубашки, закатывала им рукава, лихо подворачивала джинсы, накидывала на плечи джемпер.

В 2018 году Алессандро Микеле устроил показ Gucci в парижском театре Le Palace: модели выходили на сцену, а гости сидели в зале, как во время настоящего театрального представления. Был в нем предусмотрен и антракт, во время которого со своего места поднялась одна из зрительниц и, к удивлению всех, запела. Гостьей шоу оказалась Джейн Биркин, которую Микеле тайно пригласил выступить: она спела песню Baby Alone in Babylone 1983 года, хит ее первого альбома, записанного после расставания с Сержем Генсбуром. Биркин была самой собой — с небрежной прической, закатанными манжетами, живая и настоящая. Такой она и оставалась на протяжении всей жизни. Возможно, это и есть необходимое условие, чтобы стать иконой стиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джейн Биркин на показе Gucci весна-лето 2019
Джейн Биркин на показе Gucci весна-лето 2019
Victor VIRGILE/Gamma-Rapho via Getty Images