Король рок-н-ролла и стиля: 5 знаковых образов Элвиса Пресли
Ровно 69 лет назад, в июле 1954 года, в городе Мемфис, штат Теннесси, творилась история: девятнадцатилетний Элвис Пресли записывал свой дебютный сингл, толком не осознавая значимости момента. Музыкальный продюсер Сэм Филлипс, основатель студии Sun Records, позвал Элвиса спеть песню Without You еще в конце июня. Та сессия прошла без особого успеха, но Филлипс не потерял веру в юного вокалиста и пригласил его снова. На сей раз Пресли работал в тандеме с контрабасистом Биллом Блэком и гитаристом Скотти Муром. После того как несколько первых проб с балладами вышли комом, команда решила немного передохнуть. Во время перерыва Элвис принялся дурачиться и наигрывать композицию That’s All Right Артура Крудапа в авторской аранжировке. Мур и Блэк заинтересовались и присоединились — так на свет появился хит. Песня увидела свет 19 июля и быстро оказалась в топе местного хит-парада, положив начало карьере будущего короля рок-н-ролла.
Пресли — легенда музыки, а еще икона стиля. Он был фэшн-инфлюенсером задолго до того, как это стало мейнстримом. Образы Элвиса на сцене, экране и в жизни производили фурор и вдохновляли людей по всему миру. Вспомните феномен стиляг в СССР — их иконой был именно Пресли. Его слава и величие проникли в страну вопреки капитальности железного занавеса. Какие именно наряды и модные трюки Элвиса вошли в историю? Давайте вспоминать.
Парень в розовом и кружевах
Элвис стал щеголем еще в школьные годы, стремился выделяться среди одноклассников: все ребята вокруг ходили в джинсах, а он носил костюмные брюки, отращивал бакенбарды и каждый день начищал туфли. Пресли считал свою шею чересчур длинной и начал приподнимать воротник рубашки, чтобы это скрыть, — этот жест станет его визитной карточкой, а потом и мировым трендом.
К слову, о трендах: в далеких 1950-х Элвиса совершенно не страшили гендерные стереотипы. Он любил розовый цвет — одним из его первых сценических костюмов был розовый пиджак в клетку слегка расслабленного по тогдашней моде силуэта. Элвис застегивал его на одну пуговицу вместо двух или не застегивал вовсе, чтобы можно было двигаться свободно. В 1957 году он купит знаменитый розовый кадиллак для своей матери Глэдис — впоследствии оттенок этой машины получит название Elvis Rose.
А еще Пресли обожал кружева. На заре карьеры Пресли часто появлялся на публике в кружевных рубашках: несколько верхних пуговиц расстегнуто, ворот поднят, рукава закатаны — этот образ не раз примерил Остин Батлер в фильме «Элвис» База Лурмана. Идти наперекор гендерным нормам непросто. Несколько лет назад мы восхищались смелостью Гарри Стайлса и Джареда Лето, в 1980-е и 1990-е рукоплескали Принсу и Элтону Джону. Кому подражали и подражают все эти звезды? Элвису Пресли.
Золотой артист
В 1956 годах уже очень популярный Элвис начинает работать с дизайнером Нуди Коном — автором знаменитых китчевых костюмов в духе родео, которые носил Джонни Кэш. В 1957-м для обложки альбома с длиннющим названием 50,000,000 Elvis Fans Can’t Be Wrong: Elvis’ Gold Records – Volume 2 был сшит культовый костюм из золотого ламе, светившийся так, будто отлит из высокопробного золота.
Цена шедевра составила баснословные по тем временам $10 тыс. Он выглядел сногсшибательно, но целиком выходил в свет лишь дважды. Элвису было ужасно жарко в золотом костюме, поэтому он предпочитал надевать только пиджак, а брюки менять на обычные черные. Трата, однако, все равно себя оправдала. Золотой пиджак поднимал стоимость выступления Пресли, а его упоминание в анонсе значительно увеличивало скорость продажи билетов.
Самый завидный жених
У Элвиса было много возлюбленных, но главная любовь одна — Присцилла (одноименный фильм о ее жизни сейчас снимает София Коппола). Пресли сделал ей предложение незадолго до Рождества 1966 года: приклоненное колено, кольцо с бриллиантом в три с половиной карата и россыпью камней поменьше. На вопрос Элвиса: «Хочешь ли ты выйти за меня?» — Присцилла ответила: «Сильнее, чем когда либо». Свадьба состоялась в мае следующего года в Лас-Вегасе. Церемонию намеренно сделали очень камерной: всего около 14 гостей, включая двух фотографов. Присцилла не хотела превращать этот день в «цирк».
На женихе был черный смокинг из шелковой парчи с узором «огурец», белая рубашка с жабо и бабочка. Костюм шили в секрете — автором стал некий Ламберт Маркс (ранее работавший над кинонарядами Пресли). Элвис дополнил образ роскошными часами с бриллиантами и сапфирами, парой драгоценных запонок и ковбойскими сапогами. Невеста выбрала скромное струящееся платье-трапецию с кружевными рукавами, дополнила его диадемой и фатой, не менее пышной, чем ее прическа. Наряд Присциллы не был сшит на заказ — она купила платье в магазине после одной-единственной примерки. На шопинг приходилось отправляться под прикрытием — в блондинистом парике и темных очках.
Байкер с гитарой
Если звездный образ становится чьим-то костюмом на Хеллоуин, значит, этот образ культовый. Кожаная двойка, которую Элвис Пресли впервые выгулял на своем специальном выступлении в честь возвращения на сцену в 1968-м, как раз из таких. Вдохновением для него послужил байкер Джонни из фильма 1953 года «Дикарь» в исполнении Марлона Брандо.
Воплощением идеи занялся дизайнер Билл Белью. Компания NBC наняла его, чтобы пересмотреть образ артиста, и получилось грандиозно. Таким Элвиса прежде никто не видел: он время от времени носил кожу, но никогда в концентрации с ног до головы. Билл Белью постарался сделать костюм максимально комфортным, долго работал над кроем брюк, продумывал детали косухи. Недаром вскоре он стал придворным кутюрье Пресли.
Дизайнерской подвиг уже в наши дни повторила Кэтрин Мартин, художница по костюмам фильма «Элвис». В одном из интервью она подробно рассказывает, как они с командой подбирали плотность кожи, старались сделать так, чтобы ворот куртки закрывал шею Остина Батлера ровно так, как это было у реального Пресли.
«Американский орел»
Элвис Пресли — это комбинезоны, самый расхожий образ артиста. Сегодня трудно поверить, что комбинезоны появились в его гардеробе лишь в середине карьеры, на рубеже 1960-х и 1970-х. В 1969 году Элвис стал основоположником такого формата шоу, как «Резиденция» (регулярные концерты в течение определенного времени — нескольких недель или месяцев) в Лас-Вегасе. В ходе этих выступлений (впрочем, как и всегда) певец много и активно двигался — танцевал, прыгал, — что частенько заканчивалось порванными брюками. Билл Белью решил эту проблему, превратив брючный костюм в комбинезон, более пригодный для безумных плясок. Первый комбинезон застегивался на молнию в двух местах: в области ширинки и в области жакета. Все последующие были оснащены всего одной общей молнией, добавлявшей образу Элвиса еще больше огня.
Комбинезоны шили из шерстяного габардина. Ткань жаркая, но очень прочная и износостойкий. Комбинезоны стали не менее важной частью шоу Элвиса, чем его песни. Им даже давали имена: «Фейерверк», «Ослепляющий костюм», «Фиолетовая сова». И самый знаменитый — «Американский орел». Его придумали специально для шоу Aloha from Hawaii 1973 года. Выступление было особенным — по спутниковой связи его транслировали на 30 стран, — поэтому патриот Элвис хотел надеть что-то очень американское. Билл Белью предложил несколько идей дизайна: национальный флаг, карта США и символ государства орел — его в итоге и выбрали.
К комбинезону с орлиным декором прилагался кейп, который Пресли благополучно выкинул в зал в порыве артистического куража. Для следующего большого шоу в Лас-Вегасе Билл Белью изготовил новый кейп на замену — его Элвис решил подарить своему тренеру по карате, так что пришлось шить еще один. Сейчас все три кейпа «Американский орел» находятся в коллекции музея Грейсленд (поместье Пресли) в Мемфисе (Теннесси), как и множество других его нарядов.