Первые после «джорданов»: история Nike Air Foamposite One

В 14-м выпуске цикла материалов о классических (и не очень) моделях кроссовок вместе с командой паблика Please рассказываем о баскетбольной паре Nike Air Foamposite One.
Первые после «джорданов»: история Nike Air Foamposite One 
«Правила жизни»

Человечество производит обувь по меньшей мере 5.5 тыс. лет — именно такой возраст определили у найденных в пещере Арени (Армения) мокасинов. У них сохранились даже шнурки! От простого куска воловьей кожи мы проделали путь до самозашнуровывающихся кроссовок. Сегодня мы познакомим вас с одним из самых прорывных эпизодов в истории обуви — и нет, речь пойдет не об обуви с моторчиком. Представляем вашему вниманию Nike Air Foamposite One.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Футуристичная пара создана из жидкого полиуретана. Точнее, ее верх. Еще точнее, та деталь, которая обрамляет шнуровку. За столь необычный образец стоит благодарить коллектив специального подразделения Nike Advanced Product Engineering, заточенного на то, чтобы поражать воображение. Первые наброски модели принадлежат руководителю команды, дизайнеру Эрику Авару. Присоединившись к бренду в 1991-м, уже на следующий год он работал в связке с Тинкером Хэтфилдом над Air Huarache, а в 2010-х стал креативным директором и вице-президентом по инновационному дизайну.

Скетч Nike Air Foamposite One
Скетч Nike Air Foamposite One
Legion media

Когда он рисовал концепт в 1995-м, Nike считались безоговорочным лидером как в технологиях, так и в профессиональной баскетбольной обуви, а на спортсменов и были рассчитаны «фоампозиты». Культовый статус бренда в среде высоких прыгучих парней и их фанатов зародился в 1985-м с Air Jordan 1. Его необходимо было поддерживать, особенно в эпоху, когда вера в прогресс была безграничной, а творцы не были ничем ограничены.

Полный процесс от формулирования идеи до реализации занял более трех лет: около двух заняло обсуждение, еще столько же — производство. Поначалу вообще никто не понимал, выполнима ли поставленная задача — отлить верх обуви, словно металлическую деталь. Китайские фабрики разводили руками: мол, им это не под силу, а люди из соседних офисов в Бивертоне считали инициативу мертворожденной. Исследования и консультации привели американцев к акулам южнокорейского капитализма Daewoo. Эта дорожка уже была протоптана конкурентами из Reebok: несколькими годами ранее спортивный бренд обратился к корпорации — и результатом стала технология Maepsilon для подошвы Instapump Fury. Эту историю мы рассказывали недавно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скетч Nike Air Foamposite One
Скетч Nike Air Foamposite One
Legion media

Daewoo взялись создать формовочный станок, в который заливали жидкий полиуретан и нагревали до 54–79 ºC. На выходе получалась одна деталь, зато какая! Стоило такое приспособление немало — $750 тыс. (почти $1,5 млн с учетом инфляции) за штуку, но по меркам промышленного оборудования сумма вряд ли сильно впечатляет. Любопытный факт: оригинальные станки у Nike не сохранились: перевыпуск тогда никто не планировал — и от считавшихся ненужными станков избавились. Стоит ли говорить, что повторный «выброс» на рынок состоялся еще не один десяток раз?

Основная идея была такая: верх должен прилегать к ноге максимально плотно, как перчатка. В этом случае у владельца не должно было возникать проблем с парой — она была довольно удобной благодаря внутреннему бесшовному носку. Но если ошибиться с размером, ногам приходилось несладко: снаружи была отнюдь не мягкая замша.

Схема из патента Nike Air Foamposite One
Схема из патента Nike Air Foamposite One
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как известно любому производственнику, изменение в одной части продукта непременно тянет за собой доработки в других, словно в эффекте домино. Так случилось и здесь: инновационный верх требовал совсем другого подхода к креплению подошвы. Тут и начались эксперименты: например, создавались тестовые образцы с открытой воздушной подушкой сродни Air Max 1 (о них писали тут). В конце концов остановились на технологии Zoom Air: ее «растянули» на всю длину подошвы, а в пятке разместили двойную подушку Zoom Air. Если вы не знакомы с ней, поясняем: внутри скрывается и газ, и волокна, которые исполняют роль пружин. При таком строении верха крепление должно быть в пять раз крепче обычного. Чтобы достичь нужного результата, в конструкцию подошвы вставили углеродную пластину.

Nike Air Foamposite One Royal OG (1997)
Nike Air Foamposite One Royal OG (1997)
«Правила жизни»

При проектировании Авар думал о будущем члене Зала славы НБА Скотти Пиппене, однако судьба распорядилась иначе, и у кроссовок появилось другое лицо — Пенни Хардуэй, ставший вторым по известности баскетболистом Nike после Майкла Джордана. Обладателю именных Air Penny 1 демонстрировали новые модели, и поначалу Авар не хотел показывать их атлету: больно уж сильное давление на него оказывали товарищи. Однако Пенни все же заметил, что в «сундучке с подарками» завалялся один силуэт. Это была любовь с первого взгляда. После «визирования» проекта спортсменом над ним принялись работать с удвоенной силой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пенни Хардуэй в 1993 году
Пенни Хардуэй в 1993 году
Focus on Sport/Getty Images

Ходят слухи, что дизайн Foamposite навеял облик жука с переливающимся хитиновым панцирем, однако возглавлявший дизайн-команду Авар нигде это не подтвердил. Тем не менее обтекаемый облик выпущенных в 1997-м кроссовок вызвал серьезные споры. Некоторые редакторы называли пару «самой уродливой в мире», другие награждали званием самой влиятельной за столетие — и все это в рамках одного издания Highsnobiety! Нам оригинальная синяя расцветка без навязчивого брендинга кажется притягательной — такое случается, когда видишь не просто пару обуви, а выдающийся образец промышленного дизайна.

Этот проект был чистой воды экспериментом. Отсюда взялись небольшие тиражи: например, поначалу в Швецию завезли всего 150 пар. Тем же объясняется солидная стоимость — $180 (~$350 на сегодня) — и отсутствие броских опознавательных знаков: на них был лишь маленький логотип. Несколько месяцев спустя появилась версия Pro с огромным «свушем», и стоила она на $10 дешевле.

Nike Air Foamposite Pro
Nike Air Foamposite Pro
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый «выход в свет» пары состоялся на баскетбольной площадке, но сопровождал их не Пенни Хардуэй, а защитник команды Аризонского университета Майк Бибби. Тогда, в начале 1997-го, Nike прислал прототипы расцветки Royal Blue всему коллективу Arizona Wildcats, который завоевал чемпионский титул среди студентов (NCAA). Хардуэй надел пару в первой серии плей-офф NBA того же года.

Майк Бибби
Майк Бибби
Sporting News / Getty Images

Технология Foamposite появилась и в других баскетбольных кроссовках: например, в линейке LeBron и серии Flightposite. В 2000-м даже вышли красивые, но оттого не менее странные клоги Clogposite — и нас ожидает перевыпуск, который Nike готовят с Supreme.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, ни один серьезный материал об этой модели не обходится без упоминания курьезного случая. На релизе расцветки Galaxy в 2012 году неудавшийся покупатель предлагал обменять пару в размере 10,5 US на подержанный Chevrolet Cavalier 1996 года выпуска. По иронии судьбы баклажановый цвет седана перекликался с оттенками галактики Андромеда, изображенной на полиуретановой пластине кроссовок. Американец так хотел обновить гардероб (хотя скорее приобрести коллекционный предмет), что предлагал довезти автомобиль самостоятельно, да еще и полный бак бензина в придачу пообещал. Скоро нас ожидает повторный выпуск этих Foamposite, и одному богу известно, на что пойдут пользователи, чтобы превзойти известность легендарного фаната кроссовок. Будем надеяться, что пара не станет причиной беспорядков, как в 2012-м. В Орландо, штат Флорида, у одного из торговых центров образовалась толпа из тысячи человек. Это происходило во время игры NBA All Stars. Однако полуночный старт продаж в Foot Locker Nike пришлось отменить, а офису шерифа — отправить около 200 людей на место происшествия.

Nike Air Foamposite One NRG Galaxy
Nike Air Foamposite One NRG Galaxy
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Foamposite приняли участие в известной «телефонной» рекламной кампании бренда, проходившей с 1995 по 1997 год. На журнальных полосах разместили кроссовки, красный «свуш» и телефонный номер. На другом конце провода читателя ждал автоответчик с голосом известного спортсмена, повествующего о том, почему вам необходима эта пара. Среди звезд-атлетов можно было услышать американского теннисиста Андре Агасси или швейцарскую бегунью Аниту Вейерманн. Аккомпанемент для ее рассказа написал британский лейбл Mo’ Wax, основанный Джеймсом Лавеллем и сотрудничавший с такими мэтрами, как Futura и Марк Гонзалес. Послушать модную музыку и голос уважаемого спортсмена — звучит заманчиво, верно? Да, особенно если ты ничего не собираешься покупать, ведь эта опция тебе доступна просто так. Вот только телефонный номер, привязанный к «фоампозитам», был отключен! Вероятно, это случилось из-за того, что модель появилась «под занавес» активации. И все же это чудо маркетинга до сих пор считается одной из самых знаменитых инициатив и частенько всплывает в интернете. Даже посвященный ей аккаунт в запрещенной соцсети есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Реклама Nike
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый перевыпуск Foamposite Pro состоялся в 2001-м, а дальше пошло-поехало: новые расцветки или возврат хорошо забытого старого происходил каждый год. Жесткий верх обуви был прекрасным полотном для необычных цветовых схем: чего стоят только переливающиеся Eggplant, Weatherman с имитацией карты осадков, анималистичным Elephant Print и живописным Tianjin.

Громких коллабораций при этом за историю модели случилось две: с Supreme в 2014-м и с Comme des Garçons в 2021-м. Ныне испытывающий трудности стритвир-бренд в те славные дни выпустил красную и черную расцветки с золотыми барочным орнаментом. Эта пара и сейчас остается в топе самых ценных «фоумпозитов». Перед поступлением кроссовок в продажу магазин бренда в нью-йоркском Сохо осадили желающие купить ее первыми. Кэмп достиг такого размаха, что в ход дела вновь вмешались правоохранители: распустили людей по домам и принудили Supreme продавать коллаборацию лишь через интернет. Японская интерпретация получилась ожидаемо сдержанной: никаких кричащих элементов, только круги, словно на поверхности сада камней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нетривиальный облик и сильная связь с баскетболом поселили интерес в среде других законодателей мод — хип-хоп- артистов. Но мнения, как и среди обычных людей, разделились: Gucci Mane докладывает, что предпочитает камуфляжную расцветку, E-40 уравнивает эту линейку с Air Jordan. Любитель джинсов скинни Young Thug тоже упоминает, что в его шкафу модель найдется (интересно, с какими брюками он их носит). А вот их коллега Tyga дает модели от ворот поворот.

На культовый статус пары это не повлияло: за ней стоит захватывающая история создания, а альтернатив у конкурентов нет. Среди «коллекционеров-староверов» баскетбольные модели пользуются огромным уважением. Извилистая дорожка, по которой Air Foamposite One взошли к своей славе, навсегда останется залогом того, что новые поколения энтузиастов будут раскапывать информацию и передавать ее из уст в уста, не забывая пополнять свои домашние «склады» коробками с этими кроссовками.