Платья Дороти и «суеверные туфли»: что носила звезда мюзиклов Джуди Гарленд
Фрэнсис Этель Гамм начала свою карьеру немногим старше двух лет от роду — в составе трио вместе с двумя старшими сестрами. Они успешно выступали на сцене, затем дебютировали в кино. Это была непростая работа в тяжелой индустрии, но Гарленд (девушка сменила имя и фамилию на «более подходящие» — то есть звучащие красивее и интереснее — в 1934 году) не знала другой жизни и к тому же имела талант, который отмечали все вокруг.
Вокальные и актерские данные, впрочем, шли несколько вразрез с внешностью. Не такая стройная и высокая, как предполагали стандарты того времени, немного сутулая, с неровным прикусом, Гарленд получала немало уничижительных комментариев от старших коллег и начальников. В подростковом возрасте ей даже приходилось заматывать грудь бинтами, чтобы выглядеть более юной для съемок, и подолгу носить капу, исправляя прикус.
За свою карьеру Гарленд снялась более чем в трех десятках фильмов, но самая известная ее роль — Дороти в «Волшебнике страны Оз» 1939 года. Семнадцатилетняя актриса определила то, какой получится девочка из Канзаса, перенесенная в волшебную страну, и как ее навсегда запомнят и полюбят зрители. Так, в книге Лаймена Фрэнка Баума, по которой снят фильм, Дороти была блондинкой, а волшебные туфельки, которые ей достались, — серебряными.
Гарленд с ее вьющимися каштановыми волосами все равно идеально вписалась в роль (режиссеры с самого начала хотели видеть в ней именно Джуди и даже отказали Ширли Темпл, которую прочил на эту роль глава студии Metro-Goldwyn-Mayer Луис Б. Майер), а главный художник по костюмам Эдриан предложил сделать волшебные туфли ярко-красными — фильм снимали по все еще новой для того времени технологии «Техниколор», и на экране хотелось показать как можно больше цвета. В результате сочетание голубого сарафана, блузы с рукавами-фонариками, голубых носочков и красных блестящих туфель (их для съемок расшили пайетками, по 2300 штук на каждую) стало одним из самых узнаваемых образов в истории кино.
Удачный образ, который принес Гарленд всенародную любовь, повторялся еще не раз в кино и на сцене: актрису часто можно было увидеть в платьях с рукавами-фонариками, хотя к тому времени они становились все более старомодными, а сама она явно переросла амплуа просто милой девочки. Возможно, тут сказывалась общая неуверенность в себе, фактически отсутствующее нормальное детство, привычка, но Джуди долго придерживалась комфортных и «безопасных» вариантов в своем гардеробе.
Кстати, актриса всю жизнь была очень суеверной. Однажды кто-то ей рассказал, что текст роли можно выучить быстрее, если снять с ноги левую туфлю. Впоследствии Гарленд нередко видели всего с одной правой туфелькой на ноге, когда она готовилась к очередным съемкам.
Грустно, но неудивительно: ранняя слава, строгие ограничения и давление со стороны начальства привели к затяжному стрессу и проблемам со здоровьем. Джуди Гарленд не могла продолжать работать в Metro-Goldwyn-Mayer, и в 1950-м контракт был расторгнут. Гарленд ушла на Бродвей и посвятила себя мюзиклам. Начать новый виток кинокарьеры помогла роль в фильме «Звезда родилась» 1954 года, где костюмами занимался Жан Луи. Он отступил от хрестоматийной картинки юной девушки в романтичных платьях и придал Гарленд андрогинный образ. Именно его потом не раз повторяла и интерпретировала дочь актрисы Лайза Миннелли.
К шестидесятым мир увидел уже совсем другую Гарленд — в брючных костюмах, немного напоминающих сценические наряды Элвиса Пресли, и блестящих узорчатых платьях. Сосредоточившись больше на музыкальных выступлениях, Гарленд стала часто носить шарфы, чтобы беречь горло от простуды, и более элегантные вещи, соответствующие статусу бродвейской дивы. Она была из другой эпохи, но стремилась выдержать имидж.
Именно в такую Джуди перевоплотилась Рене Зеллвегер в биографической драме «Джуди» в 2019 году. Художница по костюмам Яни Темиме изучила богатый гардероб Гарленд и переосмыслила для байопика самые знаковые наряды: «Джуди всегда выглядела очень стильно, потому что ее с юных лет одевали лучшие дизайнеры. Мне очень нравилось то, что она носила, когда, так сказать, исполняла роль матери: у нее был отдельный "мамин" гардероб, состоящий из рубашек и брюк, — все остальные наряды были исключительно для выступлений и светских выходов. Никаких промежуточных вариантов не было. Одно исключение — период, когда она влюбилась в своего юного пятого мужа и начала одеваться как подросток. Это можно понять, ведь у нее никогда толком не было юности и подросткового гардероба».
Гарленд рано ушла из жизни и, хотя оставила огромное творческое наследие, на моду как будто повлияла куда меньше. Но это только на первый взгляд. Да, мы больше говорим об эффектных платьях Мэрилин Монро и безупречном вкусе Грейс Келли, но без Джуди Гарленд — такой разной, пытающейся подстроиться под заданные рамки, но все равно выражающей себя — картина того времени будет неполной.