Fine wine. Как выбрать вино для коллекции и инвестирования

Коллекционирование вин — давно уже не просто романтическое хобби. Это целая индустрия, требующая от коллекционера полного погружения в процесс, постоянного совершенствования знаний, заботы о своем собрании и, конечно, средств. Кто-то коллекционирует вина со спортивным интересом, кто-то просто хочет всегда иметь запасы, чтобы угощать друзей, а для кого-то это предмет альтернативных инвестиций. Причем последнее — активно развивающийся тренд.

Так, по итогам 2022 года Liv-ex Fine Wine 1000, самый широкий индекс рынка вин, вырос на 16,1% в годовом исчислении, а само вино подорожало на 14,3%. Эксперты Liv-ex связывают это с тем, что вино по своей сути — инвестиция с низкой волатильностью: его ценность мало связана с показателями экономики, процентными ставками, корпоративными доходами и настроениями инвесторов, что дает ему преимущество перед традиционными активами, особенно в нестабильные времена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Shutterstock. com/ Fotobank

Разумеется, в контексте инвестиций речь идет не просто о вине, а о так называемом fine wine, которое, как и, например, бриллианты, имеет особые характеристики — от региона происхождения до «огранки». Эксперты Liv-ex утверждают, что вино имеет право называться исключительным, если его стоимость растет при перепродаже, оно улучшается с течением времени и имеет узнаваемый бренд благодаря своему наследию и признанию критиков. В свою очередь, один из ведущих дегустаторов Джермейн Стоун определяет fine wine как «все, что сделано со страстью и вниманием», делая упор на первичные характеристики, а именно на то, из какого винограда, на каких винодельнях, каким способом и при каких стандартах качества вино было произведено. Винный критик Мэтт Крамер, посвятивший термину целую колонку в Wine Spectator в 2016 году, подошел к вопросу философски. Да, изящество, гармония и многослойность вкуса — элементы, которые делают вино прекрасным, но главный (и самый парадоксальный) критерий — это сомнение в его успехе. «Fine wine — это не беспроигрышный вариант», — писал он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Shutterstock.com/ Fotodom

Поистине исключительным вино получается тогда, когда его создатели отвергают общепринятые убеждения. Как, например, Дэвид Летт, решивший выращивать «пино-нуар» не в теплой и уже обжитой виноделами Бургундии, что гарантировало бы ему хороший вкус, а в прохладной долине Уилламетт в штате Орегон, тем самым став первооткрывателем региона и даже получив прозвище Папа Пино. Интересно, что первая произведенная там партия, в отличие от последующих, получилась настолько «разочаровывающей», что Летт отказался относить ее к пино-нуару, назвав просто «весенним вином». Однако и оно со временем раскрылось, став, по утверждению винодела, «сложным и восхитительным». Сегодня орегонский пино-нуар торгуется по средней цене 20 тыс. рублей за бутылку.

David Lett
David Lett
The Eyrie Vineyards
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дефицит — еще один критерий, позволяющий называть вино не только fine («прекрасным»), но еще и rare («редким»). Связан он в первую очередь с неурожайностью стратегически важных для производства вина регионов или конкретных хозяйств. Так, в последние несколько лет французские виноградники находятся во власти стихии: в 2019 году от града пострадал регион Божоле, а в 2022-м — Шатонёф-дю-Пап, в результате чего была утеряна большая часть урожая. Экологический крах нельзя назвать крахом финансовым: и без того редкие бутылки могут стать еще более дефицитными и востребованными. Это подтверждают эксперты и статистика: Питер Шейкшафт, CEO инвестиционной компании в сфере первоклассных вин Vin-X, называет бургундские вина святым Граалем для коллекционеров и инвесторов, поскольку их очень трудно достать, а Liv-ex Burgundy 150, подындекс Liv-ex Fine Wine 1000, подорожал на 102,4% за пять лет по состоянию на декабрь 2022 года.

Зачастую на право вина называться исключительным не влияют ни его характеристики, ни бренд, ни ажиотаж. Коллекционную ценность оно может обрести случайно. Например, в 2011 году бутылка элитного шампанского ушла с молотка финского аукциона за рекордные $43,6 тыс. Все дело в том, что ее извлекли из корабля, затонувшего в Балтийском море в XIX веке. Хотя подобные истории скорее редкость. Да и для питья вина с настолько долгой выдержкой непригодны. Именно с таким предупреждением организаторы аукциона Christie's в 2019 году выставили на торги бутылки XVII века, поднятые с 40-метровой глубины, что не помешало, впрочем, оценить их в $33–38 тыс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Shutterstock.com/ Fotodom

Но как простому потребителю, желающему коллекционировать вино и пока не обладающему должной экспертизой, научиться отличать экземпляры с инвестиционным потенциалом от тех, что продаются в магазинах и барах? Эксперты считают, что вначале коллекцию нужно наполнить классическими позициями, как если бы вы собирали не вино, а виниловые пластинки, а уже потом делать своего рода надстройку. Иными словами, сперва то, что нравится лично вам и вашим друзьям, подходит под любое настроение и повод, затем — нечто экспериментальное, особенное.

В выборе последнего помогут следующие подсказки

1. Аппелласьон (от фр. «обозначение»)

​​​​​​​В широком смысле это место происхождения вина, в более узком и специализированном — очерченная территория с уникальной экосистемой (от климата до влажности почвы), которая влияет на качество производимого сорта винограда. Это не просто термин, а законодательно оформленная система, которая предъявляет особые требования к винам, подчеркивает уникальность той или иной бутылки и помогает бороться с подделками. Во Франции она получила название Appellation d’Origine Controlée (AOC, «Контролируемое обозначение происхождения»), а адаптированная система в Италии именуется Denominazione di Origine Controllata (DOC). Поскольку количество аппелласьонов в Европе неуклонно росло, со временем к итальянской DOC добавилась буква G — Denominazione di Origine Controllata e Garantita («Контролируемое и гарантируемое обозначение происхождения»). DOCG отличается более строгими требованиями к производству, параметрам вина и выдержке. Видите такое указание на бутылке — будьте уверены в непревзойденном качестве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2. Потенциал хранения

​​​​​​​Мнение, что все вино становится лучше с годами, ошибочно. Повезло лишь выдающимся экземплярам с потенциалом к выдержке, который зависит сразу от нескольких факторов: уровней кислотности, танинов, алкоголя и остаточного сахара. И конечно, непосредственного хранения: вина важно держать в местах прохладных, темных, влажных и без вибраций. Большинство бутылок «живут» до пяти лет, лучшие же могут храниться несколько десятилетий. Причем срок, указанный к винам «на закладку», не смелая гипотеза, а подтвержденный опытом факт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Количество производимых бутылок
Shutterstock.com/ Fotobank

​​​​​​​Все просто: чем ниже тираж вина, тем оно ценнее. Этот параметр не всегда связан с природными катаклизмами, часто лимитированность — осознанный шаг производителя. Так, одно из винодельческих хозяйств в Бургундии, стоимость бутылок которого нередко превышает миллион рублей, сознательно производит в год не более 450 ящиков своей флагманской марки, выращивая виноград на небольшом участке и вручную отбирая только лучшие плоды с каждой лозы. В целом вино, производимое в количестве менее 1000 ящиков в год, по определению будет особым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. История и производитель

В винной индустрии не так много имен, пользующихся беспрекословным авторитетом. Помимо вышеупомянутого Дэвида Летта, это, например, Бруно Джакоза, открывший винный потенциал Барбареско, или Альваро Паласиос, доказавший, что и в Испании, известной своей демократичностью, можно делать премиальное и модное вино.

Бруно Джакоза
Бруно Джакоза
Bruno Giacosa

Все эти люди, следуя философии Крамера, пошли иным путем и не прогадали. Однако иногда на коллекционную ценность влияет не имя на этикетке, а сама этикетка. Так, одна из испанских виноделен выпускает бутылки с отпечатками человеческих тел или даже красочными черточками, «нарисованными» виноградными ветками.

5. Винный рейтинг

В индустрии fine wine есть несколько систем оценки вин, названных в честь их создателей — винных критиков и изданий: например, JR (Дженсис Робинсон), JS (Джеймс Саклинг), WS (Wine Spectator) и RP (Роберт Паркер). Система Паркера, пожалуй, самая известная: в ее рамках дегустационный совет оценивает вино с точки зрения аромата, вкуса и визуала, а также сочетания всех этих качеств и выставляет ему оценку по 100-балльной шкале, где 96–100 баллов свидетельствуют об экстраординарном образце. Впрочем, один только факт, что у вина есть оценка, говорит о том, что оно было достойно того, чтобы отправиться на пробу к критикам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имея эти подсказки на руках, ориентироваться в премиальном вине становится гораздо проще, но все еще не до конца — ведь выбор его очень широк и разнообразен. Составление собственной коллекции требует системного подхода и помощи эксперта, который, как арт-дилер в галерее искусства или консультант в модном бутике, проведет вас через весь ассортимент, сделает подборку, исходя из ваших пожеланий и потребностей, и порекомендует лучшие варианты. За рубежом роль такого консультанта играют интернет-сервисы — будь то WineRatings+ от Wine Spectator или Detectable. Однако использовать их в России неудобно — приложения работают на английском языке, а рекомендуемые в них вина не всегда представлены на отечественном рынке.

Поиском винных сокровищ для российской аудитории с недавних пор занимается сервис Fine & Rare Wine от группы компаний Simple. Вина в нем распределены по регионам происхождения (Бургундия, Бордо, Тоскана, Пьемонт, Шампань и другие) и по авторским подборкам (например, «Новинки», «Большие и малые форматы», «Подарочные решения», «Вина на закладку» и «100-балльные вина»). Каждая бутылка содержит подробное описание производителя с интересными фактами, а также вышеперечисленные показатели, которые помогают сделать выбор: от аппелласьона и потенциала хранения до рейтинга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Alamy/Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вина изначально прошли селекцию до 500 лучших fine rare образцов — от редких винтажей до актуальных релизов, среди которых есть не только премиальное вино, но и доступное среднему покупателю. Причем все это — не просто энциклопедия, а витрина вин в наличии или по предзаказу, который можно сделать прямо из приложения. Или добавить понравившийся экземпляр в виш-лист, чтобы определиться с ним позднее — например, воспользовавшись помощью персонального менеджера, закрепленного за каждым пользователем Fine & Rare Wine. Кроме того, в приложении доступен сервис En Primeur, позволяющий купить вино на этапе выдержки в бочке. Ведь, по мнению экспертов, вложиться в молодое вино, которое обретет ценность по мере своего старения, — один из лучших способов получить от любимого хобби еще и прибыль.