Как японец покорил европейцев повседневными кроссовками. История модели ASICS GEL-Lyte III

Это одиннадцатый материал из цикла истории культовых кроссовок, который мы делаем вместе с пабликом Please. ASICS GEL-Lyte III долго и незаслуженно обделяют вниманием, а они тем временем сильно повлияли на современные коллаборации. Но обо всем по порядку.

Помимо Билла Бауэрмана и Фила Найта, в материале о Nike Cortez были и другие действующие лица. Например, коллектив бренда Onitsuka Tiger, продукцию которого этот дуэт продавал в США. В 1977 году компания Кихачиро Оницуки слилась с производителем трикотажа Jelenk и маркой спорттоваров GTO. Так появился ASICS, мощнейший японский игрок на мировом рынке. Название произошло от первых букв слов латинского изречения anima sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»). В новом выпуске истории легендарных кроссовок поговорим о популярнейшей модели бренда, ASICS GEL-Lyte III.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У многих силуэтов кроссовок есть амбассадоры: спортсмен, имя которого они носят, музыкант, не вылезающий из пары, или отец-дизайнер. Случай GEL-Lyte III как раз подходит под последний вариант. Сигэюки Мицуи вспоминают в контексте модели чаще, чем Тинкера Хэтфилда, когда речь заходит об Air Max 1. Наш герой пришел в компанию в 1984-м и практически сразу попал в гущу событий. Потренировавшись на ассистентской должности над беговыми Epirus, он приступил к разработке модели для велосипедистов Comp Royal. Этот продукт не был приоритетным, но над ним он трудился как самостоятельная творческая единица. Удачно пройдя испытания, Мицуи включился в более серьезные проекты. Под руководством старших товарищей он присоединился к команде, которая работала над флагманским силуэтом для американского рынка, GT-II. Можно уверенно сказать, что потрудились они на славу: эту пару выбирал для пробежек сам Билл Клинтон.

42-й президент США Билл Клинтон в Вашингтоне, 27 июля 1998 года
42-й президент США Билл Клинтон в Вашингтоне, 27 июля 1998 года
Diana Walker/Liaison

Одновременно с GT-II в штаб-квартире проектировали силуэт Freaks, уже для японского покупателя. Задумки обеих моделей родились в 1984 году, а в 1986-м они увидели свет. Их главной особенностью был материал GEL, инновационный состав на основе силикона. Субстанцию заключали в подушечки, помещавшиеся под пяткой и в передней части кроссовки. Такой материал поглощал удары лучше любых газов или пены. В рекламных проспектах компания подчеркивала преимущество собственной технологии перед Air Max. Биомеханические тесты показывали эффективность на 28% выше, чем у конкурента. Кажется, они не врали: и если бы Nike могли натравить на ASICS органы, которые следят за вводящей в заблуждение рекламой (FTC), они бы так и поступили. Прямые выпады в сторону конкурентов не считались зазорными или незаконными (если совсем не наглеть). Яркую иллюстрацию агрессивного маркетинга мы приводили в тексте про Reebok Instapump Fury (ищите по слову «тарзанка»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зафиксируем: в 1986 году началась эра GEL, а год спустя к нему «прицепили» Lyte. Первая версия GEL-Lyte — классические беговые кроссовки, которые стоили $64,95, находясь на ступеньку ниже топовых GT-II. Собранные из нейлона, резины и пеноматериала EVA, они весили около 280 грамм. Для сравнения: Cortez показывали на весах цифру 290. Несложно догадаться, что Lyte — стилизованное light, то есть «легкие». Мицуи отметился и в этом проекте, разработав дизайн промежуточной подошвы (midsole) и защитной панели на пятке. GEL-Lyte II 1989 года выпуска от предшественника отличались косметически: технологии и внешний вид остались теми же, и дизайнер, хотя и не играл первую скрипку, взял на себя примерно половину обязанностей.

К третьей модели проверенного специалиста привлекли уже «на полную ставку» — это был его проект от начала до конца. Вышедшие в 1990 году GEL-Lyte III существенно доработали, сохранив преемственность поколений. Пропорции верха и цветовые схемы не изменились. Визитная карточка силуэта — разделенный пополам язычок. Хотя он появился годом ранее в модели LD-Racer, в массовом сознании атрибут закреплен именно за «тройками». Такое решение не блажь: половины намертво пришиты к прилегающим деталям, а значит, не сползут при беге. А вот обычный язычок вполне может уехать и доставить дискомфорт, отражаясь на результате и настроении. Другое достоинство ноу-хау — легкость при надевании: рукой придерживать ничего не нужно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важнейшей инновацией стала трехслойная подошва. До этого момента в некоторых беговых моделях пользовались двухслойной: одна часть с низкой плотностью, другая — с высокой. Контролировать сжатие слоя пены технически сложно (а значит, дорого), и поначалу от идеи хотели отказаться. Тесты обратили вспять ситуацию: увидев реальный прогресс в показателях спортсменов, начальники закрыли глаза на дороговизну. Эффект усилили более высокой и длинной рамой жесткости, и в результате фиксация и контроль движения стали превосходными. Стабильность и амортизация делали свое дело — бегуны на длинные дистанции уставали меньше.

Серия GEL-Lyte со второй версии популяризировала колорблок. Ее предшественники были однотонными или совмещали два относительно спокойных цвета, но новая линейка отличалась яркой палитрой. Мицуи составил около сотни комбинаций, но оригинальной расцветкой стала пара зеленого и желтого. Ее мы уже видели на женских GEL-Lyte II. Это объяснимо: приближались 1990-е, революционное время в обувном дизайне, пастельные оттенки утомили покупателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Больших планов Мицуи насчет модели не строил. По его же словам, он создавал повседневные, консервативные кроссовки, не особо задумываясь об эстетике. Мы не удивлены: нынче GEL-Lyte III — хрестоматийный образец беговой пары. Но коллегам из научного отдела так не казалось, и его даже слегка корили: мол, все знают, что ASICS в первую очередь про показатели, так зачем уделять дизайну столько внимания?


Успех модели оказался преходящим — к 1992 году про кроссовки почти забыли. Семейство кроссовок с GEL уверенно росло: в 1993-м появились следующие GEL-Lyte V (4 в Японии — число несчастливое, поэтому его пропустили). К 2000-м про «тройки» вспомнили, и модель снова принялись искать, но найти пару даже в Японии стоило невероятных усилий.

Японский бренд успешно конкурировал с европейскими и американскими в аспекте технологий, но с разгромным счетом проигрывал на культурном поле. Руководство ASICS одумалось и встало на путь (вот так неожиданность!) коллабораций. На основе модели приготовили эталонные релизы: малотиражные, отличного качества, со смысловой нагрузкой, которая отражалась на облике и упаковке. В восприятии современников ценность подобного взаимодействия драматически снизилась, но в те годы оно работало как следует, вызывая предвкушение и восторг обладания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образцово-показательным примером партнерства считается версия Koi от дюссельдорфского сникершопа AFEW. Созданная к 25-летию силуэта пара обыгрывает окрас карпа кои. Декоративную рыбу изначально выращивали крестьяне. Позже мода на разведение рыб с необычным окрасом передалась и знатным японцам. Верх кроссовок составлен из разных видов замши и моделирует окрас рыбы: красный, серый, белый и черный цвета сплетаются в гармоничную композицию. Гастрономическую тему коллаборации продолжает упаковка: кроссовки продавались в деревянной коробке, в которой лежали палочки для еды, хаси. На канале магазина сохранилась небольшая хроника кэмпа (многодневной очереди) за парой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Амстердамцы Patta перехватили эстафету коллабораций с GEL-Lyte III. Модель получилась в фирменных цветах магазина: зеленый, красный и белый. Такое сочетание продиктовано флагом Суринама — оттуда в Нидерланды переехали предки сооснователя магазина и бренда Гийома Шмидта. Patta почти сразу стали желанными партнерами для больших брендов: открывшись в 2004 году, они принимали предложения от ASICS в 2007-м, а от Nike — в 2009-м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероятно, самый известный концепт-стор в мире — ныне почивший парижский colette — тоже помог популяризировать силуэт. Эту коллаборацию «сообразили на троих» с La MJC, парижским агентством Микаэля Дюпуи. Видный функционер уличной культуры и модной сцены Франции до сих пор не отошел от дел. В 2008 году пошили всего 100 пар, вдохновленных стилем 1980-х и 1990-х. Нежная расцветка отлично «состарилась» — спустя десять лет состоялся перевыпуск. Кроме того, был и другой повод для ностальгии: в декабре 2017 года colette открыл двери в последний раз.

Случались и странные варианты «троек», как в случае с ALIFE: «крокодильчики» с глазами на шнурках появились в 2007 году (в который никто и никогда не вернется). Нью-йоркский уличный бренд посредством кроссовок хотел отметить День всех святых, и эта пара может прийти к вам в кошмарах. Но не слишком морщите лоб — то, что у нас возникают хоть какие-то эмоции, уже неплохо.

Список знаковых ретейлеров и ветеранов уличной моды можно перечислять долго: HANON, Solebox, mita, atmos, St. Alfred, Slam Jam. В те годы объединение усилий было профильным: до сотрудничества спортивных брендов с Lego и Спанч Бобом было еще далеко. Однако нельзя обделить вниманием основателя магазина и бренда KITH Ронни Файга. Он выпустил 70 (!) коллаборационных расцветок GEL-Lyte III, а всего с 2007 года поработал над сотней пар для японского бренда. Первое сотрудничество состоялось, когда Ронни работал в магазине David Z, до «свободного плавания». Любовь оказалась взаимной, и коллабораторы отпраздновали хрустальную свадьбу в прошлом году. Самый знаменитый релиз Файга — Salmon Toe 2011 года, вышедший тиражом 72 экземпляра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно кроссовки популяризируют хип-хоп-исполнители, но ASICS им не особо полюбились. Пары дорого стоили, бренд не засветился на футбольных стадионах и баскетбольных площадках, и до середины нулевых о модели мало кто вспоминал. Все же несколько упоминаний в треках знаменитых исполнителей кроссовкам перепало. Интересную игру слов придумал ранний Канье, Action Bronson напирал на рифму (и действительно носил модель), a Schoolboy Q и покойный Mac Miller рассказывали, как прятали в обувь бренда запрещенные вещества.

В бизнесе, в котором умеренность нынче не ценится, GEL-Lyte III выделяются сдержанностью. Коллаборации не выходят часто и сегодня, а происходящие редко вызывают ажиотаж. Субкультурная гонка не смогла изменить сути: это удобные и симпатичные кроссовки на каждый день, а бонусом идет славная история, знакомая по большей части знатокам. Что же до Сигэюки Мицуи, то 2020 год стал для него последним в компании. Этот улыбчивый и очень самокритичный человек, создавший знаковый силуэт ASICS, наслаждается свободным временем и наверняка предается хобби: сайклингу, игре на саксофоне и искусству. Он свой долг перед «родной конторой» выполнил.