«Че ты такой серьезный?»: как одевали разных Джокеров в кино

Пока мы смотрим все новые кадры со сьемок «Безумия на двоих» и ждем возвращения Хоакина Феникса к роли Джокера (а Леди Гаги — в образе Харли Квинн), решили вспомнить о разных воплощениях великого злодея на экране — и о том, как создавались его костюмы.

«Бэтмен» (1966)

Сизар Ромеро в фильме «Бэтмен», 1966
Сесар Ромеро в фильме «Бэтмен», 1966
GREENLAWN PRODUCTIONS Alamy Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые на большом киноэкране Джокер появился в 1966 году в фильме «Бэтмен» режиссера Лесли Х. Мартинсона, его сыграл Сесар Ромеро, как и в сериале, который начал выходить немногим ранее. Фильм сделали близким к оригинальным комиксам, в том числе в плане внешнего вида персонажей: Джокер носил фиолетовый костюм, зеленую рубашку, черный бант из атласной ленты вместо галстука. Художник по костюмам Пэт Барто, впрочем, несколько отошел от мрачного настроя исходного повествования и сделал образ более комедийным: его Джокер скорее хулиган, нежели суперзлодей, и его наряд избыточно-яркий, отчасти клоунский. Это было в том числе необходимо, чтобы лучше передать цвета на пленке шестидесятых годов, но еще и для привлечения к фильму более широкой аудитории.

«Бэтмен» (1989)

Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989
Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989
Alamy Legion Media

Более двадцати лет спустя выходит новый «Бэтмен», снятый Тимом Бертоном, и Джокер в нем наконец получает собственное имя — Джек Напье, характер, элементы биографии. Герой, которого играет Джек Николсон, становится куда менее второстепенным, и это отражается на внешнем виде. В этой версии повествования Джокер — бывший гангстер, получивший свой необычный облик вследствие падения в чан с кислотой. И Джек Николсон самостоятельно подбирал гримера, который воспроизводил на его лице жутковатую гримасу, — это был Ник Дадмен (именно он приложил руку к созданию куклы мастера Йоды для оригинальной трилогии «Звездных войн», а впоследствии стал известен благодаря работе над всеми фильмами о Гарри Поттере).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989
Джек Николсон в фильме «Бэтмен», 1989
Alamy Legion Media

В тандеме с Николсоном работал и костюмер Боб Рингвуд (помимо нового дизайна костюмов Бэтмена, он знаменит, например, работой над «Дюной» Дэвида Линча). Рингвуд создал для жестокого и мрачного Джокера соответствующий наряд — похожий по крою на версию из комиксов и «Бэтмена» 1966 года, но более темный. Фиолетовый пиджак, сине-зеленая жилетка и атласный бант, оранжевая шелковая рубашка — в этом есть щегольство, насмешка, но в основном — угроза. По мере развития сюжета сочетания цветов становились все более яркими и немыслимыми, чтобы отразить постепенное погружение персонажа в безумие. Благодаря совместным усилиям гримера, костюмера и великолепной актерской игре Николсона именно образ Джокера 1989 года стал культовым, и на него впоследствии ориентировался Хит Леджер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Темный рыцарь» (2008)

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Alamy Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роль Джокера в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана принесла Хиту Леджеру посмертный «Оскар», и это было действительно впечатляющее воплощение персонажа. Нолан и Леджер сошлись в том, что их Джокер будет отличаться от предыдущих: без имени и биографии, без логичных мотиваций — воплощение чистого безумия и хаоса. Для создания такого образа Леджер несколько недель экспериментировал с поиском голоса и вел зловещий «дневник Джокера», где кадры из «Заводного апельсина» перемежались фотографиями гиен и списками того, что вдохновляет безумного гения (в числе прочего — противопехотные мины, таблица Менделеева и погибшие в ДТП домашние животные).

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Alamy Legion Media

В результате Джокер действительно получился уникальным: с небрежно растекшимся гримом (после нанесения его поливали водой, после чего Леджер специально тряс головой, чтобы добиться хаотичного эффекта), с осанкой с плечами вперед, как у гиены, спутанной гривой зеленых волос, в запачканном темно-фиолетовом пальто. Художница по костюмам Линди Хемминг перевела театрально-яркие наряды из комиксов на язык реальности — у нее костюм Джокера, пусть и остается в привычной фиолетовой гамме, не такой цветастый, как в предыдущих версиях: «Я сделала это намеренно. Мне нравится Джокер в фильме Бертона, но я видела персонажа иначе. Джокер — средневековый герой, конферансье для судов и толпы. Я хотела сделать Джокера современным эквивалентом — рок-звездой вроде Пита Доэрти, Игги Попа, Кита Ричардса или Джонни Деппа. Кем-то харизматичным, кто может привлекать и удерживать внимание аудитории».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь», 2008
Alamy Legion Media

Интересный факт: самым сложным в создании костюмов был дизайн клоунских масок для Джокера и его подельников. Дело в том, что профессиональные клоуны во всем мире имеют каждый свой собственный уникальный макияж и существует несколько международных реестров с клоунскими лицами — для регистрации там их рисуют на яйцах. То есть использование уже существующего дизайна клоунской раскраски будет нарушением авторских прав. Хемминг и ее команда долго и кропотливо изучали эти реестры, чтобы создать совершенно новые маски.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Отряд самоубийц» (2016)

Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016
Warner Bros. Alamy Legion Media

Не Бэтменом единым. Идея, что злодеям нужен отдельный сюжет, не новая, но логичная, и «Расширенная вселенная DC» такую возможность как раз дала. «Отряд самоубийц» — третий фильм в серии, лихой и бодрый — критикам не понравился, хотя и получил «Оскар» за грим и прически. Специфика супергеройского (или суперзлодейского) боевика со многими действующими лицами предполагала яркие и запоминающиеся образы для каждого без глубокого погружения в характеры. Джокера тут сыграл Джаред Лето, и, хотя персонажу отведено до обидного мало экранного времени, впечатление он успевает произвести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц», 2016
Warner Bros. Alamy Legion Media

В отличие от комиксов и предыдущих экранизаций, гардероб Джокера тут более разнообразный. Белые полурасстегнутые рубашки, брюки с лампасами, эффектный фиолетовый плащ из крокодиловой кожи, многочисленные украшения и покрытый татуировками торс создают образ веселого и злого безумного гангстера. Художница по костюмам Кейт Хоули искала вдохновение в образах наркобаронов и глав мафиозных картелей и даже пыталась купить на аукционах оригинальные украшения, принадлежавшие преступным боссам. Увы, у нее не вышло, но соответствующий образ все равно сложился: «У него около пяти костюмов. У него даже есть золотые трусы-боксеры с американским флагом! Ослепительный парень».

«Джокер» (2019)

Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Alamy Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот, наконец, Джокер становится главным героем собственной повести, а Хоакин Феникс, блестяще исполнивший главную роль, получает за нее все мыслимые кинонаграды, включая «Оскар». Фильм рассказывает предысторию суперзлодея, тот путь, который ведет грустного неудачника Артура Флека к «королю улыбок», и действо разворачивается в восьмидесятые. Соответственно, перед художником по костюмам Марком Бриджесом (на его счету уже два «Оскара», но за «Джокера» статуэтку он так и не получил, хоть и был номинирован) стояла многогранная задача: создать костюм, соответствующий времени, и при этом показывающий сложную внутреннюю трансформацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Alamy Legion Media

«Мне нужно было проанализировать характер Артура. Где он берет одежду? Важно ли ему, как он выглядит? Оденется ли он как маленький мальчик? Поскольку он живет с мамой, в его одежде должно быть что-то неловкое и подростковое. Скорее всего, он носит свои свитеры и рубашки годами и для стирки кладет их в общую кучу с одеждой матери — это все влияет на внешний вид вещей», — рассказал Бриджес. Он специально придавал вещам в кадре вид, как будто их небрежно бросали в стиральную машинку. Одежда героя менялась по мере того, как Артур Флек становился Джокером: «Мы делали небольшие движения в сторону более темных цветов в его гардеробе, чтобы повторить то, что происходит с ним эмоционально».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Хоакин феникс в фильме «Джокер», 2019
Alamy Legion Media

Что же до главного образа — яркого костюма злодея Джокера, — то для художника было важно, чтобы он получился одновременно похожим на канонический образ персонажа комиксов и на привычную одежду Флека, которую тот носил ранее. Бриджес вдохновился самым первым Джокером из кино в исполнении Сесара Ромеро, а также образом преступника Бернарда Гетца (он убил четырех человек в нью-йоркском метро в 1984 году, и к этому событию также отсылает сюжет «Джокера») и создал яркий наряд, отличный по цветам от привычного по комиксам, но передающий то же настроение. Ждем не менее впечатляющую работу над костюмами и в сиквеле картины.