«Красный Диор» и прогрессивная советская мода: что нужно знать о Вячеславе Зайцеве
Несмотря на тяжелое военное и послевоенное детство, Вячеслав Зайцев изначально решил связать жизнь с созданием одежды: он окончил текстильный институт имени Косыгина, пошел работать на швейную фабрику Мособлсовнархоза, начал разрабатывать спецодежду для женщин — работниц области и села. Правда, его первую коллекцию методический совет отверг — слишком уж прогрессивно получилось: вместо серой униформы он предложил яркие куртки, цветные сапоги и юбки с павловопосадскими узорами. На дворе было начало шестидесятых, в европейской моде бал правили футуризм и новые силуэты, но для Советского Союза идеи визионера Зайцева оказались дерзковаты.
Зато на Западе подающего надежды молодого модельера заметили. Про его дебютную коллекцию, отвергнутую партийными деятелями, написал журнал Paris Match, и благодаря этой заметке о Зайцеве узнал Пьер Карден (о его любви к России и советской моде мы уже говорили). Вскоре дизайнеры познакомились и подружились. Карден несколько раз приезжал в СССР, в то время как Зайцев был лишен возможности выезда в капиталистические страны. Работы Зайцева оценили также основатель Guy Laroche Ги Ларош и Марк Боан, тогда работавший в Dior. Для Европы Зайцев стал главным действующим лицом советской моды, а французская пресса даже окрестила его «красным Диором».
Все же со временем и в родной стране к Вячеславу Зайцеву пришло признание. В 1967 году он получил Гран-при на Всемирном фестивале моды в Москве, а в 1972-м его назначили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО). И, несмотря на то что сам дизайнер не мог путешествовать за рубеж, путешествовали его коллекции: результаты работы ОДМО выставлялись в Италии, Франции, Японии, Канаде, США и не только.
В ОДМО дизайнер проработал вплоть до 1978 года, а в 1982-м запустил собственный бренд Slava Zaitsev — первый именной модный дом в СССР. Уже в статусе руководителя собственного бренда в 1988 году, получив наконец право выезда за границу, Зайцев провел показ в рамках недели высокой моды в Париже. Тогда он стал гостем Мари-Луизы Карвен, основательницы Carven, и показал свою коллекцию вместе с ней. Синдикат высокой моды достаточно впечатлился творчеством советского дизайнера, чтобы предоставить ему право показа haute couture — честь, которую и правда непросто заслужить.
Самое главное, что можно сказать про творчество Зайцева в целом, — он вплетал русскую идентичность в актуальную модную повестку своего времени. Он был своеобразным Дягилевым от моды (даже первая коллекция, показанная на неделе высокой моды, называлась «Русские сезоны в Париже»), только еще и во второй половине XX века: в Советский Союз привносил передовые заграничные модные идеи, сплетал их с родными культурными кодами и «экспортировал» это видение за границу. Для московской публики его модели были поразительно-прогрессивными, для парижской — экзотическим взглядом на такую все еще загадочную Россию.
За свою карьеру Зайцев успел поработать не только модельером и, как бы сейчас сказали, креативным директором, но и художником по костюмам в кино и театре. В этом качестве он работал над фильмами «Фокусник» Петра Тодоровского, «Безымянная звезда» Михаила Козакова и еще несколькими картинами «Мосфильма». Для театра у Зайцева было еще больше проектов, а в конце восьмидесятых он даже одевал солистов бродвейского мюзикла. Были и эстрадные проекты — костюмы для выступлений группы «На-На» и рок-музыкантов из «Интеграла».
А еще на базе собственного модного дома в 1997 году была создана «Лаборатория моды Вячеслава Зайцева» — первый профильный инкубатор для молодых дизайнеров в России. Это сейчас короткие курсы по дизайну одежды, стайлингу и арт-руководству предлагают на каждом шагу, но четверть века назад идея короткого дополнительного образования для студентов самых разных направлений (пробовать себя в моде приходили и архитекторы, и выпускники текстильных училищ, и просто творческие энтузиасты) стала новаторской. Увы, постепенно в течение следующих десятилетий имя модельера все больше становилось синонимом русского китча, а впоследствии он отошел от дел из-за тяжелого состояния здоровья — в 2016-м у него диагностировали болезнь Паркинсона. Без основателя дом моды Slava Zaitsev переживает не лучшие времена: руководство его сына Егора пока не принесло бренду обещанного возрождения.