Инстаграм на всю голову: почему мы все гонимся за идеальной картинкой в соцсетях?
Один из пользователей Reddit с никнеймом killicicle поделился грустной историей: он долго терпел, но все-таки подал на развод со своей женой из-за ее одержимости блогом. И дело даже не в том, что она слишком много времени проводила в социальных сетях и уделяла мало внимания близким. Наоборот: ее «работа» инфлюенсером простиралась за пределы картинок в телефоне — женщина стремилась подчинить всю жизнь созданной в блоге «эстетике».
Вот что рассказал killicicle: «Моя жена всегда хотела, чтобы в доме все выглядело хорошо, когда приходят гости, но раньше это не было помешательством. Когда у нас родилась дочь, жена завела блог и быстро набрала около 400 тысяч подписчиков. С тех пор у меня ощущение, что я живу не в собственном доме, а в постановочной съемке для соцсети». Пользователь обеспокоен тем, что его жена слишком много внимания уделяет тому, чтобы все выглядело идеально, как на картинке, и не наслаждается обычной жизнью.
Ее увлеченность «эстетикой», по словам мужа, доходит до крайностей: «Мы поссорились из-за того, что я поставил свой стакан на столик не в том месте. Это произошло в тот момент, когда наш ребенок делал первые шаги. Жена заявила мне, что я испортил ей видео и теперь ей придется потратить кучу сил, убирая из него мой некрасивый стакан. Она назвала меня эгоистичным придурком за то, что я поставил его на столик, чтобы посмотреть, как моя дочь делает свои первые шаги!» Также мужчина описал спальню маленькой дочери как «бежевый массив почти без игрушек» и рассказал, что бабушке пришлось оставить у себя кукольный домик, подаренный внучке, потому что тот не вписывался в эстетические представления жены. «Я не собираюсь заставлять дочь жить в "эстетике", — заявил killicicle в конце своего поста. Он добавил, что пытался убедить жену обратиться к психотерапевту, но та отказалась признать проблему.
Эта история кажется довольно дикой, грустной и даже местами неправдоподобной, но это едва ли единичный случай. Исследования показывают, что социальные сети довольно часто негативно влияют на отношения между партнерами: люди вкладывают слишком много усилий в собственный онлайн-образ и поддержание связей в интернете и у них не остается ресурсов на общение офлайн. Наибольшее влияние соцсети оказывают в том плане, что позволяют находить новые знакомства и поддерживать старые (и, как следствие, порой провоцировать измены и романы на стороне). Но и то, что связано с репрезентацией собственного образа для широкой аудитории, влияет на качество партнерских отношений. Так, инфлюенсеры с более чем 50 тысяч подписчиков в среднем проводят в контакте со смартфоном более девяти часов в день (в то время как обычные пользователи обращаются с гаджетом примерно в три раза меньше). Логично предположить, что при этом многое за пределами экрана упускается.
Конечно, блог с тысячами подписчиков — это уже полноценная работа, которая приносит доход. Инфлюенсер-маркетинг — быстрорастущая экономическая отрасль: за период с 2016 года по 2022-й объем этого рынка вырос с $1,7 миллиарда до $16,4 миллиарда. Это лакомый кусочек, от которого многие хотят отщипнуть. Режиссировать собственную жизнь для соцсетей начали даже те, кто не метит в блогеры-миллионники, ведь про микро- и даже нано-инфлюенсеров заговорили еще несколько лет назад: бренды больше доверяют тем, у кого не так много подписчиков, но аудитория вовлеченная. Даже обратная сторона этого самораскручивающегося колеса — анфлюенсеры, то есть «отрицательно влияющие блогеры», — все равно работает на поддержание стабильности системы.
Тренд на «чистую эстетику» — то есть нейтральные светлые тона, минимализм в одежде и интерьере, сбалансированный образ жизни — особенно широко обсуждался в 2022-м. Хотя изначально кажется, что он, мог бы привести к отказу от вредных привычек и улучшению самочувствия, но на деле оборачивается все той же тревогой от невозможности полностью соответствовать выверенной «эстетике». Постоянное потребление контента, пропагандирующего подобный образ жизни, заставляет нас думать, что наша жизнь — сплошной беспорядок и хаос по сравнению с блогерами. В ловушку «чистой эстетики» попала и жена (возможно, уже бывшая) пользователя Reddit.
Евгений Гриневич, дизайнер, основатель дизайн-бюро UfO Design Vision, говорит, что подобные ситуации случались и в его практике: «Одна из моих клиенток приобрела эксклюзивный итальянский стол, который увидела на обложке интерьерного журнала. Исходя из эстетических соображений, стол не застилали скатертью, не накрывали защитным стеклом, но и по назначению он не служил, потому что любая крошка оставляла на нем царапины. Раньше я и сам был приверженцем идеально выверенных интерьеров, но с опытом понял, что музейная обстановка не имеет ничего общего с уютным домом. Интерьер должен быть живым и только вашим. А атмосферу счастливой семьи не купишь ни за какие деньги».
А вот как комментирует ситуацию кандидат психологических наук Валерий Гут.
«Телефон — первая вещь, которую мы берем в руки, проснувшись. Листаем ленту социальных сетей, пока завтракаем, едем на работу, в перерывах — каждую свободную минуту. Средний показатель экранного времени по миру — пять часов, а для 26% всего населения планеты он доходит до семи часов в сутки. Половина приходится на соцсети.
В виртуальном мире мы видим «идеальную» картинку: роскошные, стильные дома и квартиры, стройные спортивные фигуры блогеров, счастливые семьи. Все это рафинировано и лишено недостатков. Мы понимаем, что контент популярных блогеров чаще всего следует написанному сценарию, но бессознательно все равно стремимся к такой жизни.
Этот феномен объясняют зеркальные нейроны. В 1966 году в ходе опытов над макаками итальянский ученый Джакомо Риццолатти обнаружил, что определенные клетки мозга обезьян «включались» не только когда они сами выполняли действия, но и когда эти же действия выполнял экспериментатор. Зеркальные нейроны есть и у человека. Маленькие дети учатся ходить, есть, одеваться, глядя на то, как это делают взрослые. На этом строится стремление человека к имитации действий других. Получается как в песне: «Посмотри на меня — делай как я».
Механизм работает не только в отношении мышечной активности. Мы способны «отражать» чужие чувства и эмоции. Наша самостоятельность ограничивается, и мы подчиняемся мощным социальным импульсам. На этом и строится стремление человека к имитации действий других. Если чаще всего мы наблюдаем за картинкой идеальной жизни, то стремимся повторить модель поведения того, кто живет этой жизнью.
Но для чего мы хотим построить жизнь, которой все будут завидовать? Приведет ли это к счастью или принесет дополнительный стресс? Стоит ответить себе на вопрос: «Живу я собственной жизнью или гонюсь за чужой?» Все-таки быть собой — это чувствовать глобальное удовлетворение от своих действий, уверенность, что все в жизни идет так, как должно. Это не говорит об отсутствии трудностей, но возникающие проблемы и неудачи в таком случае не лишают уверенности в себе. Сфокусироваться на собственной жизни поможет постановка собственных целей в жизни, определение ценностей, которые являются истинными, а не навязанными извне, и цифровой детокс.
Вот несколько рекомендаций, как его проводить.
- Объявить самому себе челлендж и 24 часа не проверять аккаунты в соцсетях, не включать телевизор, не слушать радио. Это стоит делать каждый месяц.
- Отключить все уведомления, оповещения. Так можно избавиться от постоянного триггера, который заставляет автоматически кликать на нужные иконки, отвлекая от важных дел.
- Наполняться впечатлениями в реальной, а не в виртуальной жизни: знакомиться с людьми, путешествовать, осваивать новые хобби, пробовать интересные блюда. Фокусироваться лучше на том, что нравится нам самим.
Время, расходуемое на пролистывание ленты соцсетей, лучше потратить на более полезные вещи: спорт, изучение иностранного языка, обучение, движение к своей цели.