Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично
Как стать оратором?
Залог успешного публичного выступления кроется в двух факторах — науке о вещах (или знании) и науке о речах. «Трудности красноречия объясняются тем, что красноречие рождается из очень многих знаний и стараний», утверждал Цицерон. Он верил, что осведомленность в философии, истории, законах и других областях знаний важны для любого оратора.Чтобы стать хорошим спикером, регулярно пополняйте свои знания в самых разных сферах жизни.
Второй фактор успеха оратора — подготовка и подача речи. Цицерон говорил: «Оратор должен понимать три вещи: что сказать, где сказать и как сказать». Иными словами, важно заранее изучить аудиторию, изучить ее запрос, понять ее знания по теме и отношение к этому вопросу.
Как подготовить речь?
- расположите мысли по порядку;
- продумайте вступление к речи, чтобы привлечь аудиторию, возбудить ее внимание и подготовить к своим поучениям;
- обоснуйте и докажите свою позицию, а также опровергнете противную, приводя разные аргументы;
- завершите речь воспламеняющим или успокаивающим заключением.
Как запомнить речь для публичного выступления?
Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. Для того, что воспроизвести эту информацию, достаточно будет вспомнить эту комнату.
Как произнести речь? 10 риторических приемов
Риторические приемы — это методы, которые оратор использует во время своего выступления для влияния на аудиторию. Они делают речь спикера более убедительной и вызывают у слушателей эмоциональный отклик. Цицерон восторгался Квинтом Росцием и другими древнеримскими актерами. Оратор и сам прекрасно владел актерским мастерством, поэтому во время выступлений обращал внимание на жесты, громкость и тон голоса, мимику лица.
- Игра голосом
Если на кардиомониторе врач видит прямую линию, он констатирует смерть пациента. Если речь оратора можно изобразить в виде прямой линии без взлетов и падений, если он не играет своим голосом, не меняет громкость, скорость подачи, интонации, не добавляет паузы, то он как оратор умер. И как коммуникатор тоже.
Цицерон говорил: «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности». Со времен Цицерона ничего не поменялось. Не верите? Включите радио и проследите за игрой голоса ведущего.
- Смена тона и стиля речи для эмоционального отклика
По Цицерону, неожиданная смена пафосного тона на простоту изложения, а серьезной подачи — на шутку, важны для воздействия на эмоции людей. В наше время смена подачи в изложении все также важна и часто используется в публичных выступлениях. Вспомните, как на первой презентации iPhone Стив Джобс неожиданно позвонил в Старбакс и заказал четыре тысячи латте на вынос, потом сказав, что это шутка. А как он эффектно достал ультратонкий MacBook Air из стандартного конверта для документов на презентации в январе 2008 года? Это примеры успешного использования данного приема.
- Жесты и движения
Помните, что жесты-паразиты или неконгруэнтные (не соответствующие спикеру, тексту, скорости речи) движения могут испортить впечатление даже о самом опытном ораторе. А соблюдение баланса между перемещением по сцене и пребыванием на месте, приближением к аудитории и возвращением к исходной точке — важный элемент управления энергетикой выступления.
- Сильные аргументы в начале и в конце речи
Цицерон понимал, что начинать и завершать свою аргументацию надо самыми сильными доводами. В начале они заставляют прислушаться к речи, в конце — усилить влияние сказанного.А сейчас мы знаем о так называемом эффекте края. Этот феномен доказывает, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце речи. Значит, в этих частях нужно размещать самые сильные моменты, которые должна запомнить аудитория.
- Искренность
Проявляя искренность, мы предрасполагаем к себе аудиторию. Проверенный прием — начать речь с фразы: «Я очень волнуюсь, так как хочу, чтобы вы прониклись этой темой также как и я». Так вы сразу расположите к себе аудиторию.
- Повторы и сравнения для усиления эмоционального напряжения
В знаменитой обвинительной речи против Катилины римский оратор говорил: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует! Живет?» Обратите внимание, сколько повторов в первых же фразах. И сейчас повторы часто используются в выступлениях и рекламе. К примеру, слоган из рекламного ролика: «Майский чай — любимый чай!». Либо повторяющаяся фраза из знаменитой стэнфордской речи Стива Джобса: «Будьте голодными! Будьте безрассудными!»
- Сравнения и метафоры
Использование этих средств художественной выразительности делают речь красивой и образной, но в то же время понятной. Вспомните, как Рузвельт убедил Сенат осенью 1940 года вмешаться в войну за океаном: «Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся твой дом».Тренируйтесь: ваши метафоры могут стать магнитом для внимания аудитории.
- Амплификация
Среди риторических приемов Цицерон выделял амплификацию, которую называл «мощной аргументацией». Это преувеличение через накопление слов и мыслей в целях усиления эмоциональности высказывания. При правильном использовании приема, вы сможете привлечь внимание сказанному и сделаете текст убедительным.
Ярким примером амплификации является фрагмент из речи против Гая Верреса: «Я утверждаю, что во всей Сицилии, столь богатой, столь древней провинции, в которой так много городов, так много богатых домов, не было ни одной серебряной, ни одной коринфской или делосской вазы, ни одного драгоценного камня или жемчужины, ни одного предмета из золота или из слоновой кости, ни одного изображения из бронзы, из мрамора или из слоновой кости, не было ни одной писанной красками или тканой картины, которых бы он не разыскал, не рассмотрел и, если они ему понравились, не забрал себе».
- Переход от частного к общему
Этот прием идеально подходит, чтобы ответить обобщенно на частный вопрос. Например, вас спрашивают: «Изменяли ли вы своему партнеру?» А вы в ответ высказываете общие мысли о любви и верности. Или политику задают вопрос , что он сделал для конкретного района, — а тот рассказывает, что сделано для города в целом.Прием от частного к общему идеально работает и как метод импровизации. Допустим, вас просят выступить на тему самопрезентации, а вы говорите о нетворкинге вообще и о месте самопрезентации в нем в частности.
- Краткость
Знаете о «кошельке Миллера» или «магическом числе 7 ± 2»? Это своеобразная закономерность, которую вывел американский психолог Джордж Миллер. В ходе исследований он пришел к выводу, что кратковременная память человека может удерживать в среднем 7 элементов, плюс-минус 2. Поэтому 5–9 слов — это идеальная длина предложений в устной речи и, конечно же, в вашем выступлении.
Быть кратким позволяет вопрос: «Работает ли это на мою цель или нет?» Задавайте его себе каждый раз, когда хотите добавить в свою речь какой-то дополнительный текст, интересный факт, историю, пример.
«Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным», — говорил Цицерон.Поэтому репетируйте свою речь, проверяйте её на лояльной аудитории, чтобы добиться того эффекта, который необходим именно вам.