Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино

Не стало дизайнера и скульптора Ричарда Миллера — человека, которого называли не иначе как «создатель того самого золотого бикини». И хотя на счету у него есть работы для более чем полусотни кинолент, в том числе «Пиратов Карибского моря» и «Джуманджи», именно костюм Леи Органы из «Звездных войн: возвращения джедая» принес Миллеру славу. Рассказываем, как появился этот образ и из чего на самом деле было сделано бикини.
Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино
Legion media

Даже те, кто не смотрел «Звездные войны», знают этот момент: принцесса Лея, плененная после неудачной попытки освободить Хана Соло, прикована цепью к трону мафиозного главы Джаббы Хатта, а из одежды на ней — узорчатый золотой лиф, соответствующий низ с развевающимися полами набедренной повязки из красного шелка и пара золотых браслетов выше локтя. Именно этот образ — костюм «рабыни Леи» — моментально возвел актрису Кэрри Фишер в ранг секс-символов своего времени и остался одним из самых узнаваемых в истории поп-культуры вопреки короткому появлению (ровно 150 секунд общего экранного времени).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как всегда бывает на больших проектах, за каждым элементом стоит не один человек. Даже если речь идет о конкретном костюме. Вот и комплект, который принцесса носила всего в трех сценах шестого эпизода саги, создавали несколько человек — на уровне идеи, визуального воплощения и, наконец, физического. Скульптор Ричард Миллер, специализирующийся на кинореквизите и спецэффектах, был как раз тем, кто своими руками делал золотое бикини.

Афиша «Возвращения джедая», 1983
Афиша «Возвращения джедая», 1983

Но давайте для начала сделаем пару шагов назад. Откуда вообще взялось вычурное бикини с набедренной повязкой во вселенной «Звездных войн» с ее сложными многослойными костюмами? Шестой эпизод — «Возвращение джедая» — вышел на экраны в 1983 году, через шесть лет после «Новой надежды». К этому времени Джордж Лукас решил, что пора показывать взросление героев, в том числе визуально, и захотел представить принцессу Лею в намеренно сексуализированном образе. По сюжету она сначала предстает рабыней в наряде для услады глаз своего пленителя, но потом задушит его той самой цепью, что удерживала ее возле трона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Над костюмами в «Возвращении джедая» работали художники Эджи Джерард Роджерс и Нило Родис-Джамеро. По воспоминаниям Роджерс, когда Лукас описывал им задумку образа, его глаза блестели — впрочем, никаких конкретных пожеланий у режиссера не было. За основу для идей взяли работы художника Фрэнка Фразетта, который рисовал комиксы в стиле космооперы и часто изображал почти обнаженные тела с минимальными элементами одежды. Были и другие референсы, ведь к восьмидесятым идея бикини в научной фантастике уже была почти хрестоматийной: похожие наряды носили героини от Азури из фильма «Песня пустыни» 1929 года до Барбареллы из одноименной картины 1968-го.

Эскиз
Эскиз Нило Родис-Джамеро
Кэрри Фишер примеряет костюм
Кэрри Фишер примеряет костюм

То, что классно смотрится на рисунках и в тематических комиксах, бывает невероятно трудно воплотить на экране. Ричарду Миллеру нужно было не просто воспроизвести костюм — «скорее украшение, чем одежду» — по эскизам коллег, но и сделать его таким, чтобы в нем можно было двигаться в кадре. Для этого с торса Кэрри Фишер сняли детальный слепок, на который подгонялись части бикини. В результате получилось две версии — из металла для съемок в пещере Джаббы и из пластика для последующей сцены в пустыне. Миллер проклеил бикини изнутри полосками кожи, чтобы оно не сильно натирало — под костюмом у актрис (самой Фишер и ее дублерши Трейси Эддон, выполнявшей сложные трюки) не было нижнего белья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ричард Миллер показывает свою работу
Ричард Миллер показывает свою работу

Когда Лукас впервые показал Фишер наряд, она восприняла его как шутку, настолько он дисгармонировал с предыдущими образами Леи. «Отцу, которому придет в голову вопрос: "Как я объясню своему ребенку, по какой причине она одета таким образом?", предлагаю сказать вот что: "Гигантский слизняк захватил меня и заставил надеть этот дурацкий наряд, а потом я убила его, потому что мне это все не понравилось. А потом я его сняла. За кадром", — говорила актриса в интервью The Wall Street Journal в 2015 году. После съемок она не раз упоминала о том, насколько бикини было неудобным и как она ненавидела съемочные часы в нем. Да и то, что откровенный наряд сделал ее секс-символом, феминистку Фишер совсем не радовало. Она даже предложила версию для собственного некролога в своей автобиографической книге Wishful Drinking: "Я утонула в лунном свете, задушенная собственным лифчиком".

И все же недооценивать силу золотого лифчика (и остальных частей костюма) нельзя. Именно этот наряд цитировали особенно часто, когда делали отсылки к «Звездным войнам» в разных сериалах, от «Гриффинов» до «Друзей». Из года в год его воспроизводят на Хеллоуин и для тематических конвентов фанаты саги. Даже в музее мадам Тюссо теперь есть сцена с Джаббой Хаттом и сидящей рядом принцессой Леей в костюме рабыни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Звездные войны: возвращение джедая», 1983
«Звездные войны: возвращение джедая», 1983

В 2015 году оригинал золотого бикини ушел с молотка на аукционе Profiles in History за $96 тысяч при изначальной цене $16 тысяч. Лот включал в себя бра, низ, браслеты и ошейник с несколькими звеньями цепи, а также письмо Ричарда Миллера с подтверждением подлинности костюма. Для сравнения: на том же аукционе оригинальная модель корабля Blockade Runner принцессы Леи (его использовали для съемок спецэффектов в «Новой надежде») была продана за $450 тысяч, превысив исходную цену всего в два раза.

Споры о том, является ли «рабский костюм» объективизацией или, наоборот, символом борьбы и победы сильной героини, продолжаются до сих пор. Кэрри Фишер предпочитала вторую точку зрения. Ричард Миллер считал его просто хорошо сделанной работой. Нам остается решать самим. А если мы хотим самостоятельно воспроизвести золотое бикини, то, по совету Эджи Джерард Роджерс, делать его стоит из резины и эластичных материалов, а вовсе не из металла. Ну вдруг вы сомневались.

Обложка журнала Rolling Stone, 1983
Обложка журнала Rolling Stone, 1983