Эпоха космоса: как исследования космоса отражались на предметном дизайне

Открытия за пределами Земли не только изменили представления людей о пространстве и времени, но и сказались на вполне земных объектах — домах, одежде, предметах интерьера, посуде, технике. Вместе с HUAWEI посмотрели, как со временем развивался футуристический дизайн.
Эпоха космоса: как исследования космоса отражались на предметном дизайне
VCG Wilson/Corbis via Getty Images

Лунные девушки и ромбы

В фэшн-индустрии пионерами в теме космоса стали французские дизайнеры Пьер Карден и Андре Курреж.

В 1964 году Пьер Карден выпустил коллекцию Cosmocorps, на создание которой его, по его же словам, вдохновил полет Валентины Терешковой. Кстати, с Терешковой Карден впоследствии подружился лично. Дизайнер представил в этой коллекции свои идеи о том, как люди будут одеваться в космосе.

Space age outfits in silver vinyl by Pierre Cardin
Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Прежде всего это унисекс и четкие геометрические формы: ромбы, круги, прямоугольники. Из материалов он отдал предпочтение серебристой ткани и пластику, крупным металлическим молниям — сейчас это кажется классикой футуристического дизайна, а тогда произвело настоящий фурор.

Андре Курреж, который выпустил свою коллекцию «Лунная девушка» в том же 1964 году, оказался солидарным с коллегой. Пластик и металлизированные ткани — самые подходящие материалы для одежды будущего. Его мини-платья с круглыми вырезами ниспадали с плеч, расширяясь к подолу, — в итоге создавалось впечатление, будто они парили в невесомости.

The F.C. Gundlach Foundation/The Metropolitan Museum of Art

Также девушки на Луне по версии Куррежа носили бы брюки-трубочки, шляпы-шлемы и огромные солнцезащитные очки. Цвета напоминали о туманностях и галактиках (белый, голубой, бледно-розовый), а яркий оранжевый служил отсылкой к скафандру Гагарина.

Глобусы и звук

В 1965 году финский дизайнер Ээро Аарнио впервые в истории выпустил кресло в форме шара. Вначале оно получило название Ball chair, а потом второе имя, Globe, которое ассоциировалось с видом Земли из космоса. Эргономичное кресло стало настоящей иконой дизайна — твердое снаружи, с мягкими внутренностями, уютное пространство в пространстве.

The Ball Chair Designed By Eero Aarnio
imago/Legion Media

Кресло настолько полюбилось любителям футуризма, что его использовали даже режиссеры фантастических лент: например, оно появляется в фильме «Марс атакует».

Аудиосистема Apollo 711, появившаяся в начале 1970-х в Канаде, стала еще одним символом космической эпохи в Северной Америке. Вдохновленные полетом «Аполлона-11» на Луну, канадские архитекторы разработали уникальную футуристическую капсулу на ножке-тюльпане. Ее корпус можно увидеть на многих фотографиях интерьера в дизайнерских журналах 1970-х.

Electrohome

Японский Panasonic пошел еще дальше и совместил в своем футуристичном кресле округлую форму и аудиосистему. Audio Egg, созданное в 1970-х, стало не просто предметом интерьера, а настоящей средой восприятия звука. По замыслу инженеров, процесс прослушивания музыки в таком кресле максимально комфортен и для того, кто слушает, и для того, кто находится в комнате рядом. Обитое мягким искусственным мехом, со своим источником света внутри и удобными кнопками управления — такое кресло точно нашло бы покупателей и сегодня.

В 1980–1990-х космос стал привычным явлением, но футуризм не потерял своей актуальности в дизайне и моде. Например, в фильме «Телохранитель» 1992 года художник по костюмам Сьюзен Нининджер облачила Уитни Хьюстон в шлем и доспехи из металла с юбкой и воротником из крупных бусин.

Warner Bros. Pictures

Как видите, космический дизайн плотно завязан на округлых формах. И это естественно, потому что почти все космические тела принимают округлую форму под воздействием гравитации.

Кольца и симметрия

Еще одна естественная космическая форма, перенесенная в земной дизайн, — это кольцо. Кольца есть у всех газовых гигантов Солнечной системы: Сатурна, Юпитера, Урана, Нептуна.

Тему космических колец в дизайне развивает китайская компания Huawei. Объективы камеры смартфонов HUAWEI серии Mate 50 получили оформление в виде космического кольца и были усовершенствованы. Это позволило, с одной стороны, сделать пространство на задней панели смартфона более свободным, а с другой — сохранить высокое качество съемки.

Объективы матричной камеры расположены симметрично относительно друг друга. Благодаря такой конструкции дизайн смотрится лаконично, без неестественных изгибов или хаотично расположенных элементов.

Ультракамера XMAGE в HUAWEI серии Mate 50 с разрешением 50 Мп умеет автоматически регулировать диафрагму для оптимального эффекта съемки при любых условиях. Снимки получаются яркими, с высокой детализацией и контрастностью в любое время суток, даже при недостатке освещенности. Профессиональный режим обеспечивает десять различных фаз настройки диафрагмы на выбор, так что можно настроить эффект размытия и глубину резкости и создать настоящий шедевр фотоискусства.

Камера способна одинаково качественно запечатлеть как космические объекты, например, полную Луну, так и микроскопические. Камера оснащена телемодулем, обеспечивающим 200-кратный зум, а широкоугольный макромодуль камеры увеличивает детали крошечного мира, показывая тончайшие нити и капли росы с поразительной четкостью.

Симметрия — это фундаментальное свойство Вселенной, поэтому наше эстетическое стремление к ней вполне объяснимо. Благодаря ей удается сделать внешний вид устройств лаконичным и сбалансированным. Однако зачастую достичь идеальной симметрии в дизайне технических устройств непросто, так как необходимо соблюдать баланс между внешним видом и расположением необходимых компонентов в корпусе. При создании смартфонов HUAWEI серии Mate 50 удалось найти идеальное решение и предложить новое видение дизайна смартфонов.