Что такое гринвошинг и как выбрать по-настоящему экологичную косметику?
Гринвошинг — проблема не только для индустрии моды и красоты. С его проявлениями мы встречаемся практически каждый день и на каждом углу. Один из очевидных примеров — так называемые «биоразлагаемые» пакеты, которые многие магазины продвигают как эко-альтернативу обычным пластиковым. На самом деле в условиях российских свалок такие пакеты всего лишь распадаются на маленькие кусочки пластика, которые никуда не исчезнут те же четыреста-пятьсот лет, что и обычный пакет. Опасность гринвошинга очевидна. Покупатель думает: «Ура, этот пакет не навредит природе, возьму два», но его благие намерения приводят к обратному эффекту».
В мире красоты примеров гринвошинга предостаточно. Например, на креме крупными буквами написано Organic, хотя продукт не имеет отношения к органической косметике: и состав сомнительный, и сертификата нет. Только экстракт ромашки получен из органического сельского хозяйства. Но той ромашки в креме всего один процент, а слово Organic занимает половину флакона. Перенос свойств одного компонента на весь продукт — довольно распространенная уловка. В Европе такой фокус уже не проходит, там строго следят за недостоверной информацией на упаковке. У нас же таких примеров предостаточно.
Что должно насторожить?
Один из главных «красных флагов» — это заявление об отсутствии того, чего в продукте, по определению, быть не может. Например, на растительном масле пишут, что оно без холестерина, хотя холестерина в растительном масле быть не может. Или гордое заявление в духе «Средство прошло Эко-контроль», а где-то совсем внизу мелким шрифтом указано, что контролируются базовые параметры (тяжелые металлы или микробиология), которые в любом случае должны соответствовать требованиям закона, и контролировать это — задача производителя.
В целом, чем больше зеленых листочков на упаковке, чем крупнее надписи Eco и Bio, тем больше шансов, что перед вами продукт гринвошинга. Заявления из серии free from, то есть «без определенных компонентов» — тоже повод внимательно проверить список ингредиентов. Если написано «без парабенов», узнайте, нет ли в составе консервантов methylisothiazolinone и methylchloroisothiazolinone. Это потенциально аллергенные консерванты, которые уже запрещены в несмываемой косметике, однако в пенках для умывания или шампунях (даже детских) до сих пор используются вместо парабенов.
Читать состав — то еще удовольствие, ведь косметических ингредиентов несколько тысяч, и все названия — латиницей. Однако есть компоненты, присутствие которых должно насторожить:
- Paraffin, Vaseline, Mineral Oil, Petroleum jelly, Petrolatum
Парафин, вазелин, петролатум, минеральное масло — это базовые косметические ингредиенты из области нефтехимии. Их основная функция — создать барьер между кожей и окружающей средой. В натуральной косметике с этой функцией справляются растительные масла, одновременно питая и увлажняя кожу. Парафиновые ингредиенты не разлагаются в природе и, проникая внутрь, (вместе с бальзамом для губ, например) могут накапливаться в организме — так, парафины сегодня находят даже в грудном молоке, и это точно не здорово.
- Силиконы
Их можно распознать в составе по окончаниям -cone, — oxane. Некоторые силиконы тоже не разлагаются в природе и потому запрещены в натуральной косметике.
- Микропластики
Acrylates, nylon, polyethylene, polyacrylate — все косметические ингредиенты, напоминающие пластик по звучанию, им и являются. Вернее даже микропластиком — тем самым, который нельзя увидеть глазами, но которого в каждом из нас накопилось аж на целую кредитную карточку. Микропластик — новая проблема человечества, которая еще полностью не исследована. Понятно лишь одно: его много в окружающей среде, он попадает в наш организм с едой, водой, из воздуха (привет одежде из акрила) и даже из губной помады. Микропластик может накапливаться в организме и обнаруживается даже в образцах пуповинной крови. В натуральной косметике он полностью запрещен, в гринвошинг-продуктах встречается довольно часто.
Как распознать честный продукт?
Самый действенный и простой способ — это проверить значок экосертификации. Например, COSMOS, ECOCERT, NSF, USDA Organic — это признанные в мире независимые организации, которые проверяют продукт на соответствие стандартам натуральной, органической или экокосметики. Кстати, в чем разница?
Натуральной принято называть косметику, минимум, на 95% состоящую из натуральных (растительных и минеральных) ингредиентов. Остальные 5% могут быть синтетикой, но из строго лимитированного списка. То есть среди этих 5% не может быть ни парафинов, ни силиконов, ни микропластика. В натуральной косметике не допускаются ингредиенты, полученные из нефти, ингредиенты, по поводу которых у международного научного сообщества есть сомнения в безопасности для человека и природы, а также компоненты, полученные с применением вреда животным. Натуральная косметика не тестируется на животных.
Органическая — это натуральная косметика, но с определенной долей ингредиентов, полученных из органического сельского хозяйства. Органическое происхождение ингредиента может доказать только соответствующий сертификат.
Экокосметикой, как правило, называют продукты, прошедшие сертификацию по жизненному циклу. Такая косметика сфокусирована не столько на натуральности (она допускает синтетику), сколько на экологичности всего цикла жизни продукта. Она мало распространена, в основном, в странах Северной Европы.
Такие правила заложены в самые известные международные стандарты и в OneProof — первый российский стандарт для натуральной и органической косметики, созданный в 2022 году самими производителями, объединившимися в профессиональный союз. Это большой и важный шаг для российского бьюти-рынка.
Можно ли привлечь к ответственности за гринвошинг?
В теории можно, но не сейчас и не в России, к сожалению. В ЕС разрабатываются изменения к акту Empowering consumers to the green transition. Они подразумевают бан на все экологичные и зеленые заявления на упаковке, если они не подтверждены сертификатами. Например, хотят запретить писать, что товар экологичен или устойчив, если эта характеристика относится к части товара, а не ко всему.
Но не стоит отчаиваться, потому что как потребители мы способны на многое. Во-первых, нужно стараться больше узнавать о бренде, ингредиентах и экосертификации. Во-вторых, не верить вслепую всем заявлениям и надписям на флаконе, а требовать от производителей доказательств. Экосертификация (проверка третьей независимой стороной) — самый цивилизованный способ доказать свои преимущества. И, конечно, надо взять за правило изучать список и научиться отличать реальную экомаркировку от «фиговых листочков».