На худой конец: кажется, мода отменяет бодипозитив. Так ли это?
На первый взгляд, возвращение нулевого размера на подиумы объясняется очень просто. Мода, как известно, циклична, и в новых коллекциях раз за разом возвращаются тренды двадцатилетней давности. Сейчас настал черед нулевых с их подчеркнутой сексуализацией, демонстрацией обнаженного тела, низкой посадкой брюк и предельно укороченными топами. В коллекциях весна–лето 2023 прослеживается настоящий культ тела — от полупрозрачных обтягивающих нарядов Fendi и Versace до вырезов-бондажей Burberry и «голых» трико Stella McCartney. На показе Coperni на фактически обнаженную Беллу Хадид наносили жидкое платье из пульверизатора, а одна из главных современных модных ньюсмейкеров Джулия Фокс продолжает выбирать все более открытые наряды, обращаясь в том числе к молодым маркам. Кажется, дизайнеры в один голос стали воспевать предельную худобу и выставлять ее напоказ.
Заговорили даже о возвращении «героинового шика» — тенденции девяностых, когда на подиумах главенствовала невозможно худая Кейт Мосс и другие супермодели. Как будто все усилия по инклюзивности и бодипозитиву, приложенные индустрией за последние годы, оказались тщетны и мода откатилась назад. «Теперь, когда ведущие модные дома выпускают откровенную одежду, рассчитанную на очень стройных моделей, массмаркет-бренды подхватывают тренд за считаные дни или даже часы. Еще минута, и эти образы заполняют вашу ленту рекомендаций в соцсетях, от них уже никуда не деться», — говорит блогер Хантер Шайрс.
Да, модные дома по-прежнему приглашают «нестандартных» моделей, но если присмотреться, то инклюзивность размеров на подиуме часто носит символический характер: на одну-двух моделей плюс-сайз приходится полсотни обладательниц конвенциональных тел. Бренды, которые сосредоточены на репрезентации разных типов фигур, остаются либо нишевыми аутсайдерами, либо единичными громкими именами, которые держатся на личности создателя, — вроде бренда Рианны Savage x Fenty.
Возвращение эстетики кроп-топов и голого тела, как и всей моды нулевых, напоминает о том, что у одержимости поп-культуры худобой есть длинные корни. Истории про похудение знаменитостей служат и кликбейтом, и триггером — их читают, обсуждают, негодуют. Один из самых громких примеров — Ким Кардашьян и то самое злополучное платье.
Для выхода на красную дорожку бала Met Gala Ким выбрала «голое» платье Мерилин Монро — и мало того что заплатила за пятиминутное ношение музейного раритета почти $5 миллионов, так еще и радикально готовилась. Поскольку платье нельзя было менять, Ким пришлось подстраивать под его размеры свое тело — за три недели звезда похудела на 16 фунтов (более семи килограммов). «Я надевала костюм-сауну два раза в день, бегала по дорожке, полностью исключила сахар и все углеводы и ела только чистые овощи и белок. Я не морила себя голодом, но была очень строгой к своей диете», — рассказала Кардашьян.
Диетологи и врачи сошлись во мнении, что это очень серьезная нагрузка на организм и проводить ее без профессионального надзора нельзя. То, какой медиаэффект оказала трансформация Ким и последующие обсуждения в изданиях и соцсетях, может иметь серьезные негативные последствия. «Кардашьян хвастается тем, что ее экстремальные ограничения и режим упражнений помогли сбросить 16 фунтов за три недели, только для того, чтобы потом поделиться в соцсетях историями о том, как она рада есть пиццу и пончики после красной ковровой дорожки. Это прямо методичка по беспорядочному питанию и крайне опасное послание для впечатлительной аудитории», — отмечает основательница велнес-компании The Wellful Бренна О’Мэлли. А диетолог Марисса Мешулам предупреждает: «Многие молодые девушки прочитают рассказ Ким и попытаются сделать то же самое, ведь Кардашьян — кумир, и многие хотят выглядеть как она. Проблема в том, что большинство из нас не может выжить только на белке и овощах. Ограничительная диета часто имеет неприятные последствия в виде навязчивых идей и расстройств пищевого поведения».
С темой пищевого поведения и разговоров о весе и фигуре действительно надо быть осторожными, особенно когда ты публичный человек. Тейлор Свифт подверглась критике за видео на трек Anti-Hero. В клипе была сцена, где певица встает на весы с надписью FAT, а ее двойник с отвращением качает головой. Сцена задумывалась как метафора неуверенности и низкой самооценки Свифт, а не комментарий про ее фигуру, но все равно вызвала бурное осуждение и обвинение Тейлор в фэтофобии. Несмотря на то что певица не раз открыто говорила о проблемах с восприятием своего тела и опыте расстройств пищевого поведения, ее раскритиковали за триггерный для многих способ про это рассказать в клипе. В итоге Свифт прислушалась к критике и изменила видеоряд.
Тема отношений с телом остается острой. После снятия коронавирусных ограничений резко возрос интерес к спорту и пилатесу, спрос на абонементы в фитнес-центры значительно увеличился — но возросло и количество расстройств пищевого поведения, особенно среди девочек-подростков. Вопреки всем разговорам о принятии себя, и звезды, и блогеры пробуют сомнительные способы быстрого похудения вроде уколов лекарств от диабета. А недавнее исследование показало, что TikTok продвигает культуру «токсичных» диет и «прославляет» экстремальную потерю веса. Ученые кафедры питания и пищевых наук Университета Вермонта выяснили, что большая часть информации в соцсети исходит не от экспертов, а от инфлюенсеров: люди просто делятся своими лайфхаками по похудению и часто это непроверенная и даже опасная информация.
Некоторые соцсети борются с распространением расстройств пищевого поведения, но, похоже, не очень эффективно. Instagram (соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории России) не раз вводил правила и блокировал нездоровый контент, касающийся похудения (например, под бан попали хештеги вроде thinspiration, от слов thin — «худой» и inspiration — «вдохновение»), помечал триггер-предупреждениями фото очень худых моделей, но нередко запреты дают сбои. Социальные сети остаются площадкой, скорее потенциально опасной для ментального здоровья, чем поддерживающей пользователей.
Мода играет одну из ключевых ролей в наших отношениях с телом, ведь это не только одежда, которую мы носим, это весь образ. И размер этого тела остается частью сложных дебатов о разнообразии, здоровье и принятии. После разговоров о возвращении «героинового шика» возникло немало негодования — в конце концов, сейчас обществу очевидны последствия для здоровья, несмотря на восприятие экстремальной худобы как «красивой». Но как быть с трендом? Роб Смит, бывший дизайнер Victoria’s Secret и основатель бренда Phluid Project, считает, что тренд на моду нулевых не идет в прочной связке с образом тела: «2000-е годы были временем неповиновения, бунтарства в моде. Сейчас мы тоже находимся в такой фазе. Я полностью поддерживаю это, но пришло время быть более ответственными, когда дело доходит до телесной дисморфии и психического здоровья».
За два десятка лет мы прошли уже очень большой путь, поэтому просто откатить моду назад и заставить общественность массово худеть не получится. Убедиться в этом помогает и острота реакции на разговоры знаменитостей о диетах, и полемика в лайфстайл-медиа, и даже те самые модные показы, ведь на том же шоу Coperni наряду с Беллой Хадид мы видим плюс-сайз-девушек, а буквально сосредоточенную вокруг культа тела коллекцию Gabriela Hearst демонстрируют модели разного телосложения, возраста и физических возможностей. И дискуссия об «отмене» бодипозитива может оказаться даже полезнее его молчаливого принятия — споры дают точку роста.