История Bunka Fashion College: как самурайская дисциплина сделала из маленькой школы шитья японский Central Saint Martins
1919 год. Япония уже пережила Революцию Мэйдзи, превратившую ее из отсталой феодальной страны в прогрессивное государство, которое мы знаем сегодня — еще без небоскребов и аниме, но уже с устойчивой экономикой и вполне западным образом жизни населения. Тем не менее большинство жителей Японии на тот момент все еще носили вариации на тему традиционных кимоно. Современную европейскую одежду себе тогда могла позволить только городская верхушка — остальные донашивали то, что было.
Исправить положение взялся Исабуро Намики. У него и в мыслях не было устраивать модную революцию и выводить японский дизайн на международный уровень. Строго говоря, о дизайне он в принципе даже не помышлял. На тот момент его детище было всего лишь маленькой школой кройки и шитья для девочек, которые хотели научиться создавать современную одежду для себя и близких. Слышали что-нибудь про швейные марафоны, где всех желающих учат шить в домашних условиях? Чем-то похожим был будущий модный колледж Bunka, тогда носивший название по фамилии основателя. Наполеоновских планов еще никто не строил, но у истории, как обычно, на этот счет были свои соображения.
В 1922 году школа Намики уже получила государственную аккредитацию, став из кружка любителей настоящим учебным заведением — с первыми четырьмя студентками и семью подмастерьями. В развитии задумки Намики помогал Сейширо Эндо — предприниматель, который начинал как продавец компании Singer. Именно он привез в Японию знаменитые немецкие швейные машинки. После знакомства с Намики Эндо активно помогал ему в развитии школы, набирал студентов, оснащал оборудованием.
Скромная школа росла так быстро, что уже к 1936 году стало ясно: теперь это больше, чем местечковые курсы рукоделия. Именно тогда она получила свое современное название (Bunka переводится с японского как «культура»), а ее сотрудники запустили Soen — первый в Японии модный журнал, который порой мог бы дать фору и Vogue, и Dazed&Confused (он, кстати, издается по сей день, а еще учредил свою премию для студентов-дизайнеров).
Но настоящий прорыв в истории Bunka случился только в 1960-е. В 1958-м порог колледжа переступил Кензо Такада — один из первых юношей, принятых на обучение. До этого он уже бросил курс литературы и шокировал родных признанием, что хочет связать свою жизнь с модой, как его кумир Ив Сен-Лоран. Спустя годы окажется, что маленький шаг навстречу мечте для одного японца был огромным рывком вперед для всего японского дизайна. Закончив колледж, в 1965-м Такада уедет в Париж — по изначальному замыслу на полгода, чтобы набраться опыта у лучших. Назад он уже не вернется. Именно с него (и его бренда Kenzo) начнется покорение японцами Парижа — а модная столица мира уже никогда не будет прежней.
Окончательно она падет под нашествием пришельцев с Востока уже в 1980-е, когда туда переберется другой выпускник Bunka — Йоджи Ямамото. Вместе с Рей Кавакубо (которая тоже имела все шансы пополнить список знаменитых выпускников колледжа, но решила постигать азы дизайна сама) он сформулировал все, что до сих пор ассоциируется с модой родом из Токио. Деконструкция, нарочито грубые, необработанные ткани, аскетичные силуэты, монохром, сложные драпировки и восточный взгляд на европейский костюм XIX и XX веков надолго стали синонимами японского дизайна для всего западного мира. Тогда европейские модные журналисты прозвали стиль Yohji Yamamoto и Comme des Garçons «Хиросима-шиком». По сегодняшним меркам режет слух, но не будем забывать, что 40 лет назад никто еще не слышал о новой этике — да и сегодня мы все еще учимся корректно подбирать термины, что уж там.
Пока первый десант выпускников Bunka покорял Париж, в стенах колледжа подрастала новая поросль дизайнеров, готовых продолжить их дело. В 1984-м курс дизайна там оканчивает Джунья Ватанабе, которого моментально заметила Рей Кавакубо, предложив юному таланту работу в Comme des Garçons. К 1992-му он дорастает до отдельной именной линейки в рамках бренда и делает первые самостоятельные показы, а к началу нулевых идет по стопам предшественников и покоряет Париж. Международное признание и коллаборации с Levi’s, Carhartt, Reebok и The North Face не заставят себя долго ждать.
Окончательно цементируют Bunka в статусе ведущей модной школы всей Азии еще два ее выпускника — основатель стритвир-бренда A Bathing Ape, а ныне креативный директор Kenzo Томоаки Нагао (он же Ниго) и Джун Такахаши — создатель Undercover. Оба фактически повторили путь своих предшественников из Токио в Париж, но гораздо быстрее — как ни крути, идти по уже протоптанной тропе проще, чем прокладывать дорогу самому.
Теперь у тысяч мечтающих о моде японцев перед глазами есть живые примеры соотечественников, которые смогли практически невозможное — и научились всему необходимому, не выезжая за пределы родных островов. Bunka стал настоящей азиатской Меккой влюбленных в моду: за японцами туда потянулись жители соседних стран. И они продолжают пополнять ряды выпускников, которыми их alma mater имеет полное право гордиться. Среди последних звезд Bunka — кореянка Эшлинн Пак, которая после обучения и работы в Yohji Yamamoto основала собственный бренд Ashlyn, вышла в финал престижного конкурса дизайнеров LVMH Prize и дебютировала с показом на Неделе моды в Нью-Йорке.
Все это звучит как сказочные истории успеха, но у них есть своя цена. В обмен на полную творческую свободу и сильную техническую школу Bunka требует от своих студентов полной преданности и самурайской дисциплины: подработки и сторонние проекты во время обучения не допускаются (как, впрочем, и в других серьезных модных школах), все внимание должно быть сосредоточено на учебе. Студенты живут по принципам японской философии кайдзен, стремясь к непрерывному росту и развитию во всем, что делают. С момента поступления в колледж их жизнь становится служением ремеслу — а это вам не шутки. Сурово? Возможно. Зато результат налицо: если верить статистике, 90% абитуриентов Bunka переступают порог школы без базовых практических навыков, буквально не сделав ни одного стежка. А вот выходят в мир уже готовыми дизайнерами, которые способны хоть присоединиться к команде любого уважающего себя бренда, хоть основать свой собственный.
И нет никаких сомнений, что их имена мы еще услышим: останавливаться на нескольких (пусть и очень впечатляющих) знаменитых выпускниках в планы руководства колледжа явно не входит. Да и вряд ли какой-то план на этот счет вообще есть: у Bunka нет конечной цели — только путь. И пока шествие по этому пути идет весьма бодро.