«Делать то, чего не было раньше»: что нужно знать о дизайнере Реи Кавакубо
Как это довольно часто бывает с великими модными дизайнерами, Реи Кавакубо не получила специализированного образования в сфере моды. Она изучала философию, искусство и литературу в университете Кейо, затем работала в рекламном отделе текстильной компании и в результате заинтересовалась одеждой. Кавакубо пробовала себя в роли стилиста, сочетала уже готовые вещи, но не могла найти то, что ей нравилось, и решила делать это сама. Тоже привычная сейчас история — но в шестидесятых решиться на такое было сложнее. У Реи получилось даже вопреки тому, что она не умела кроить и шить: поначалу швеи воспроизводили идеи дизайнера по эскизам и инструкциям. В 1980 году Кавакубо уже приехала покорять Париж с Comme des Garçons — и стала членом Синдиката высокой моды почти сразу после первого показа.
Перевод названия бренда Comme des Garçons с французского — «как мальчики». Изначально оно всего лишь отсылало к популярной песне Франсуазы Арди Tous les garçons et les filles («Все мальчики и девочки»), которая нравилась Кавакубо, но впоследствии удачно наслоилось на идеи дизайнера: Comme des Garçons славится своими авангардными вещами без привязки к гендеру. «Я делаю одежду для женщины, на которую не влияет мнение мужа», — нередко произносила Кавакубо (которая вовсе не считает себя феминисткой, но ее творчество говорит само за себя).
Главный принцип ее работы — «делать только то, чего раньше не было». Реи не цитирует собственные архивы и не копирует референсы: «Я всегда начинаю с того, что забываю все, что делала раньше, и игнорирую все, что уже существует. Меня может вдохновить случайная фотография, человек на улице, чувство или ощущение, ничего не значащий, может быть, даже бесполезный и выброшенный в мусорную корзину предмет — все что угодно».
С кроем Кавакубо работает как скульптор: для нее одежда — это не то, что облегает тело, а то, что формирует его заново (прямое следствие указанного выше принципа). Поэтому ее коллекции нередко выглядят странно, даже некрасиво по общепринятым меркам: например, знаменитая «горбатая» коллекция 1997 года под названием Body Meets Dress, Dress Meets Body включала в себя накладки, деформирующие силуэты моделей. Модный критик Сьюзи Менкес потом рассказывала, что чувствовала себя очень некомфортно от их вида: «Как это часто бывает с коллекциями Кавакубо, был шок от непонимания, а за этим последовали визуальные воспоминания, которые остаются на всю жизнь».
Другое новаторство, ставшее уже культовым в мире моды, — это реклама бренда без того, чтобы показывать одежду. Реи Кавакубо, вдохновляющаяся случайными кадрами, людьми на улице и скомканным мусором, решила показывать это буквально. Долгое время Comme des Garçons сотрудничали с малоизвестными фотографами и художниками, чтобы те создавали авторские изображения для бренда. В 2005 году в Токио даже открылась выставка, целиком посвященная рекламе Comme des Garçons, и сейчас есть немало сообществ в соцсетях, собирающих эти снимки.
Сейчас Comme des Garçons остается одним из немногих по-настоящему независимых брендов, который не принадлежит крупному конгломерату. Более того, компания сама стала таковым: у марки множество линий — более 20, и это не только одежда, но и, например, знаменитая парфюмерия, кошельки Wallet и обожаемая модной публикой линия Play Comme des Garçons с глазастым сердечком.
«Правильным будет сказать, что я создаю не только одежду, но и компанию», — говорит Реи Кавакубо, которой удается совмещать роли креативного руководителя и бизнес-главы. Она вместе с мужем Эдрианом Йоффе — единственные владельцы компании Comme des Garçons International. За счет коммерчески успешных линий Кавакубо может позволить себе свободное творчество и любые эксперименты, а также поддерживать молодые таланты.
Кстати, о талантах. В 2004 году Кавакубо и Йоффе открыли в Лондоне Dover Street Market — мультибрендовый концепт-стор, который представлял как именитые марки, так и молодые (например, в 2010 году в Dover Street Market попал Гоша Рубчинский — для него это был прорыв в карьере). И селекцией брендов, и всей концепцией оформления пространства занималась сама Реи, так что магазин быстро стал местом притяжения — и впоследствии у него появились филиалы в Гинзе, Нью-Йорке, Сингапуре, Пекине, Лос-Анджелесе и Париже.
Одно из мерил признания в модной индустрии для дизайнера — возможность попасть в экспозицию Метрополитен-музея. Кавакубо не просто это сделала — в 2017 году традиционная ежегодная выставка была посвящена ее творчеству целиком. Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between стала пятой выставкой, посвященной творчеству одного дизайнера, и всего лишь второй, когда был выбран ныне живущий дизайнер (до Реи такой чести удостоился только Ив Сен-Лоран в 1983-м). Организаторы выбрали 120 предметов из разных коллекций Comme des Garçons и через них показали противоречивость творчества дизайнера — встречу в нем мужского и женского, Востока и Запада, прошлого и будущего.
При всех своих заслугах Реи Кавакубо остается закрытой и непубличной личностью. Она не отказывается от интервью, но дает их неохотно и говорит исключительно о работе, не любит фотографироваться, презирает светскую хронику и никогда не читает материалов о себе. Даже о выставке в Метрополитен-музее Реи говорила: «Это шоу Met для Comme des Garçons, а не наоборот». Что ж, талант такого масштаба явно не нуждается в дополнительном пиаре, а творчество Кавакубо говорит само за себя.