Будем ли мы скучать по Ikea и где искать альтернативу?
За что мы полюбили Ikea?
Мебель Ikea — идеальное решение для обустройства небольших пространств. Скандинавский минимализм (светлые тона, лаконичные модели) и функционализм продукции бренда способны создать уют в любом жилье. Ко всему прочему магазины Ikea всегда предлагали готовые решения — собранные интерьеры для каждой отдельной комнаты: кухни, спальни, гостиной, детской и даже ванной. Это как прийти в Zara или Massimo Dutti и собрать тотал-лук — от базовых вещей до ярких акцентов. По оптимальной цене в одном месте без лишней траты времени мы получали стильный современный интерьер из достаточно качественных и экологичных материалов. Кроме того, продукция бренда имеет уникальное свойство не выходить из моды долгие годы и служить своим хозяевам десятилетиями.
Ikea — абсолютно универсальный бренд, который уравнивал все социальные слои. Его мебель доступна и менеджеру среднего звена, и молодой семье с ипотекой. Но при этом и более состоятельные люди никогда не пренебрегали его продукцией. Два примера: герой «Бойцовского клуба» Чака Паланика определял уровень своей жизни покупкой мебели Ikea и обустройством ею своего жилья. А несколько лет назад таблоиды пестрели заголовками, что принц Уильям и Кейт Миддлтон приобрели для своих детей икеевскую мебель. Идеальный концепт для любого времени, страны и достатка.
На протяжении всего своего существования компания Ikea настойчиво транслировала ценность семьи. Вспомнить хотя бы их клубную карту: она так и называется — Ikea Family. А обложки сезонных каталогов, где красивые и счастливые пары с детьми готовят праздничный пирог на фоне рождественской елки? Ikea стала для населения не просто удобным магазином с хорошим ассортиментом, но и так называемым досуговым центром, где можно было провести целый день: опробовать новые матрасы, купить ребенку знаменитую акулу, прихватить новых кухонных полотенец и ароматических свечей, пообедать в кафе фрикадельками или хот-догами, а еще и пончиков с собой унести. Ikea — это настоящий Диснейленд для взрослых!
Как заменить Ikea?
Во-первых, любой недостающий для полного счастья стеллаж или торшер пока можно найти на сайтах вроде Avito. Во-вторых, российские производители научились копипастить икеевскую мебель так, что сам Ингвар Кампрад не отличил бы. Если вбить в поисковике «недорогая мебель из сосны», а именно ею славилась Ikea, то без труда можно разыскать хорошие варианты. Не стоит забывать и о бюджетной, но качественной малайзийской мебели. В-третьих, самое время присмотреться к локальным российским брендам и начать обставлять свой дом индивидуально и оригинально. За последние полгода в России появилось достаточно интересных шоурумов и марок, создающих небольшие коллекции качественной и стильной одежды. То же самое происходит и с мебельными производителями. Включается фантазия, смекалка, азарт — и у тех, кто продает, и у тех, кто создает свой интерьер.
Несколько советов по икеазамещению. Не стоит забывать, что мебель бренда производилась на российских фабриках, и, хорошенько поискав в сети на ресурсах вроде Wildberries, можно обнаружить эту или очень похожую продукцию. Кроме того, из отечественных производителей мебели рекомендуем обратить внимание на воронежский магазин «Ангстрем» — это стильная, качественная и бюджетная мебель, а также готовые решения для спален, гостиных, кухни и кабинетов. Матрасы — это, конечно же, «Аскона». Текстиль — «Шуйские ситцы» и «Ивановский трикотаж». Что касается декора, советую присмотреться к магазину «Твой дом», где представлены и готовые интерьерные решения, и праздничные коллекции, например, к зимним праздникам.
Сейчас главная задача производителей — научиться создавать мебель из натуральных экологичных материалов. Заменить отсутствие Ikea продукцией локальных компаний на 100%, тем более в регионах, вряд ли получится скоро. Для этого потребуется время. И я надеюсь, что отечественная дизайнерская школа получит дополнительный импульс развития.
Маркетологи Ikea увлекательным образом заманивали нас в некое путешествие, где мы переходили из комнаты в комнату, прогуливались от одного тематического отдела к другому. И так, словно в компьютерной игре, мы проходили путь по стрелкам до конца — выйти из этого лабиринта раньше времени было довольно непросто. По дороге мы накладывали себе в корзины такое количество всего, что сами удивлялись, как мы без этого столько времени жили. А если что-то забывали в начале Ikea-квеста, все те же товары заботливо поджидали нас на выходе к кассе. И этому маркетинговому приему нужно поучиться, такой грамотной стратегии пока нет ни у одного магазина.