Йога в самиздате, ритмическая гимнастика по ТВ и суперфуд в трехлитровой банке: каким был ЗОЖ в СССР
Готов к труду и обороне
Начнем с очевидного: спорт в СССР всегда был делом государственной важности. Он активно пропагандировался и продвигался с момента появления молодого государства. Ведь ему были нужны крепкие граждане — такие, чтобы «гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей». С 1920-х годов начинают проводиться парады физкультурников, легкоатлетические кроссы, лыжные забеги и другие любительские соревнования. Здания украшают агитплакаты с лозунгами в стиле «В здоровом теле — здоровый дух».
Положительные герои кино и книг обязательно занимаются спортом. Помните, в стихотворении Маршака все разыскивают парня, спасшего из огня девочку? Про него известно, что он «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нем ничего». И читателю сразу понятно, что товарищ — большой молодец. Он выполнил нормативы ГТО («Готов к труду и обороне»), а это совсем не шутка. Чтобы получить заветный значок, в те годы нужно было выдержать 21 испытание. Помимо бега и подтягиваний в списке значились гребля на один километр, бег на лыжах на три и десять километров, верховая езда, лазанье по канату или шесту, прыжки в длину и высоту. Такой вот Ironman по-советски.
Подготовкой можно было заниматься самостоятельно, но проще было вступить в ДСО (Добровольное спортивное общество). Их начали организовывать с середины 1930-х годов на предприятиях, в колхозах и учебных заведениях, а после — при профсоюзах. Так, работники железнодорожного транспорта занимались в ДСО «Локомотив», а сотрудники отдела внутренних дел и госбезопасности — в «Динамо». То есть своего рода спортклубы в СССР тоже были.
Сядьте на пол, три-четыре
В наши дни многие подсели на онлайн-тренировки, которые можно выполнять дома на коврике. Так вот это тоже не новое изобретение.
«Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений! Выпрямитесь, голову повыше, плечи слегка назад», — начиная с 1930-х годов с утра пораньше радио призывало советских граждан сделать нехитрую утреннюю гимнастику. Передачи прерывались только на время ВОВ, а уже в 1946 году их возобновили.
В пятидесятые на предприятиях и в учреждениях стали проводить производственную гимнастику. Если верить статистике, эта практика охватывала более 10 млн человек. Но будем реалистами: пять минут махов руками и ногами атлета ни из кого не сделают. Да и разминали во время таких пятиминуток в основном языки.
А вот появившаяся в 1984 году передача «Ритмическая гимнастика» на ТВ стала действительно популярной. Пока на Западе девушки занимались аэробикой под кассеты Джейн Фонды и Синди Кроуфорд, наши мамы и бабушки брали пример с олимпийской чемпионки по фигурному катанию Натальи Линичук, балерины Лилии Сабитовой, гимнастки Елены Букреевой и других прославленных спортсменок. Программа пользовалась успехом не только у женщин, которые повторяли упражнения за ведущими, но и у мужчин, которые любовались подтянутыми девушками в облегающих нарядах. Кстати, именно с появлением «Ритмической гимнастики» в СССР в моду вошли яркие лосины, гетры, повязки на голову и прочий спортшик.
Йоги в подполье
Помимо официального и всячески одобряемого спорта, были и подпольные физические активности. Это сегодня йога-студии есть в каждом районе, а в шестидесятые первые активисты практиковали на конспиративных квартирах, куда попасть можно было только по рекомендации и по знакомству.
На занятиях распространяли самиздатовские книги с асанами. Их привозили из заграничных командировок, переводили, переписывали, перерисовывали и перефотографировали. Информация о йоге постепенно стала выходить за пределы круга посвященных. Подтверждение тому — песня Высоцкого про йогов 1966 года, где есть такие строчки:
Я знаю, что у них секретов много.
Поговорить бы с йогом тет-на-тет!
Ведь даже яд не действует на йога —
На яды у него иммунитет.
В 1967 году лингвист, специалист по хинди и популяризатор йоги Анатолий Зубков умудрился опубликовать в журнале «Сельская молодежь» статью про древнюю практику. В редакцию посыпались письма с просьбой выпустить продолжение. Но вместо этого главного редактора уволили, а самого Зубкова вызвали на Петровку. Физическая составляющая йоги властей не волновала, но вот духовная, видимо, тревожила. Да и вообще, мало ли какими знаниями можно обмениваться на закрытых встречах?! Впрочем, тогда все обошлось.
В 1970 году Зубков написал сценарий документального фильма «Индийские йоги. Кто они?». По какому-то недосмотру лента вышла на экраны и вызвала массовый интерес. Еще бы! Ведь там показывали, как йоги лежат под колесами грузовика, спят на гвоздях и жуют стекло. Тут ответственные товарищи спохватились, изъяли фильм и положили на полку, но информация о возможностях йогов стала передаваться из уст в уста активнее, чем раньше. Тем не менее до самой перестройки древняя практика так и не была официально разрешена.
Советские суперфуды
Какой же ЗОЖ без ПП? Конечно, про авокадо и порошок спирулины в СССР никто не слышал. Но свои суперфуды все же были. Например, чайный гриб, известный нам сегодня под модным названием «комбуча». Симбиоз дрожжевого грибка с бактериями выращивали в банках на подоконнике в подслащенном чае (зеленом или черном). В процессе ферментации получался тонизирующий, слегка газированный напиток, которому приписывали чудодейственные свойства: улучшение пищеварения, повышение иммунитета, антигрибковый, антибактериальный и антипохмельный эффекты. Правда, сколько психологических травм нанес вид грибного монстра в банке, история умалчивает.
Были и суперфуды специально для детей — рыбий жир и гематоген. Первый все терпеть не могли (правда, противно его пить, даром что и источник полиненасыщенных жирных кислот), а вот второй обожали. Особенно если не знать, что основной его компонент — белок альбумин из бычьей крови, смешанный с патокой или сгущенным молоком. Зато боролось с низким уровнем железа в крови это лакомство на ура.
Еще один популярный советский суперфуд — морская капуста. Ели ее, конечно, не чтобы пополнить запасы йода и других микроэлементов в организме, а потому, что она была дешевой и продавалась везде.
Как на иголках
В восьмидесятые годы у всех, кто хоть как-то беспокоился о своем здоровье, дома было нехитрое приспособление для его сохранения — аппликатор (или ипликатор) Кузнецова. На коврики с игольчатыми пластинами (сегодня такие называют «йога-мат») предписывалось ложиться спиной или другими частями тела для спасения ото всех болезней. Сам изобретатель методики, учитель музыки из Челябинска Иван Кузнецов, якобы с ее помощью вылечился от серьезного поражения легких.
К слову, первый его аппликатор представлял собой кусок пенопласта с воткнутыми швейными иголками. Потом изобретение было усовершенствовано, а слава о нем распространилась по всему Союзу. Наборы пластиковых игольчатых пластин (разного цвета, в зависимости от интенсивности воздействия) продавались по одному рублю, а нашить их на кусочек ткани нужно было самостоятельно.
Сегодня подобные готовые коврики тоже пользуются спросом, но их уже никто не воспринимает как панацею. Понятно, что аппликатор оказывает только массажный эффект, улучшая кровоснабжение в области, которая соприкасается с иглами.