Чуть больше недели назад в едва ли не самом авторитетном издании в сфере медицины и здравоохранения The Lancet вышло исследование о том, когда алкоголь полезен, — и результаты мало кого обрадовали. Проштудировав огромное количество изысканий на тему связи различных болезней и смертности с тем, сколько и чего именно пили люди, опубликованных за последние 30 лет, ученые пришли к выводу: до 39 лет выпивать не стоит вовсе, а после можно начинать с полбокальчика вина в день, постепенно увеличивая дозу. К 65 годам, по мнению специалистов, ваша безопасная и даже в чем-то полезная доза поднимется аж до целых двух-трех бокалов сухого вина или стаканов пива в день. Самый возраст для того, чтобы отправляться кутить. Учитывая, что среди нынешних взрослых не так уж много тех, кто умудрился до 40 лет не притронуться к спиртному, результаты комплексного анализа данных не вызвали коллективной радости. Едва ли они обрадовали и тех, кто с алкоголем связан профессионально, — виноделов и прочих производителей, владельцев баров, ресторанов и магазинов, торгующих горячительным.
Влияние алкоголя на здоровье человека, или Правда ли, что алкоголь стоит пить лишь после 40

Чем вреден алкоголь до 40 лет
Скептикам ученые объяснили, чем грозит употребление спиртного до сорока. Если вкратце: шансы заболеть целым списком неприятного — от сердечно-сосудистых заболеваний и деменции до цирроза и онкологии — повышаются. Как будто в этом нет новости — не так уж много найдется смельчаков, утверждающих, что беспробудное пьянство укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Если обратиться к подробностям научной публикации — в первую очередь интересно, откуда взята связь с возрастом, — вопросов становится не то чтобы меньше. Одна из сложностей в прочтении подобного рода исследований о влиянии тех или иных продуктов питания и образа жизни заключается в том, что невозможно сравнить одного и того же человека в разных условиях — его нужно было бы клонировать (тут вспоминается старый анекдот про научно-популярную лекцию в колхозе, где показывали подлинные черепа Пушкина в 7, 15 и 30 лет). Во-первых, потому, что на то, сколько мы проживем, чем заболеем или, наоборот, каких болячек избежим, не в последнюю очередь влияют гены. Конечно, можно было бы проводить исследования на так называемых монозиготных близнецах — их генетика совпадает на 100%. Но где вы найдете такое количество близнецов, которые хотят участвовать в исследованиях, причем чтобы один вел жизнь праведника, пока второй веселится на полную? Выборка может в итоге оказаться слишком ограниченной для масштабного анализа, а авторы публикации в «Ланцете» ясно дают понять, что изучили поперек все возрасты, гендеры и прочие характеристики.
Как на наш организм влияет окружающая среда
Есть и второй важный момент — эпигенетика. Раздел генетики, изучающий, как образ жизни влияет на экспрессию генов. В ДНК «зашито» огромное количество сценариев, и по какому сложится наша жизнь, зависит от того, что мы будем есть, каким воздухом дышать, какую воду пить, сколько спать, злиться, радоваться, заниматься спортом. И конечно, от того, какие вредные привычки присвоим себе. Тут кроется самая большая сложность исследования: один может всю жизнь идеально питаться и дышать экологически чистейшим воздухом, но стресс сведет его в могилу к 45 годам. Другой — начинать день с полстакана водки и идти на завод, что не помешает ему дожить до 90 лет. Если сравнить этих двух людей, можно сделать вывод, что смачно выпивать каждый день и дышать креозотом полезнее, чем питаться матчей и жить в Альпах. Едва ли это правда. Недаром риторика таких исследований очень аккуратна: все эти «может быть связано», «может влиять», «возможно, ассоциируется» и прочие полунамеки вместо «от мяса будет рак» — потому что первое практически неоспоримо, все может быть, а вот что от мяса 100% будет онкология, ни один ученый в здравом уме утверждать не станет. Здесь напрашивается ироничная шутка о том, что все, кто ел огурцы, рано или поздно умирают. В том числе поэтому на портале Pubmed, где публикуются научные исследования на медицинскую или смежную тематику, при желании можно найти исследования практически по любому вопросу, выводы которых прямо противоположны друг другу — выбирай вариант по душе и живи спокойно. Тема алкоголя не исключение.

Франция как самая пьющая страна
К примеру, с одной из самых пьющих, хоть и культурно, стран Европы — Франции — началась история научного оправдания ежедневного употребления красного вина. Ученые несколько десятилетий ломали голову над тем, как французам удается есть внушительное количество красного мяса, жирных молочных продуктов, еще и вприкуску с хлебом, но оставаться одной из самых здоровых наций: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии там была и остается ниже, чем во многих других странах мира. Этот феномен в 1978 году начал изучать Серж Рено — и уже в начале 1990-х озвучил промежуточные результаты исследований. Они показали, что при высококалорийном и жирном питании те, кто ежедневно выпивал по одному-два бокала сухого вина в день, болели реже, чем те, кто пил больше или, что особенно интересно, не пил вообще. Выяснилось, что умеренное употребление способно снизить вероятность онкологии на 25%, а болезней сердца и сосудов на целых 40% — и все это при не самой полезной диете с обилием насыщенных жиров. Ранняя — до 50 лет — смертность среди выпивавших по паре бокалов в день была ниже на 33%, чем среди трезвенников. Этот феномен был назван «Французским парадоксом», а выводы ученого подхлестнули продажи вина — особенно в США, где Рено выступил с обнадеживающими данными на телевидении.
Ожидаемо у ученых по всему миру, что называется, подгорело: споры разразились нешуточные и многие аргументы сводились как раз к вопросам эпигенетики. Многие противники настаивали, что сравнивать рацион француза и американца бессмысленно: в распоряжении первых качественные цельные продукты, вторые повально «сидят» на фастфуде. Более того, французы не склонны переедать, есть на ходу, перекусывать, запивать обед сладкой газировкой и круассаны едят далеко не каждый день. Пусть так, но за последние два десятка лет вышло довольно внушительное количество исследований, которые подтверждают многие выводы Сержа Рено — о некоторых из них пишут и авторы последней публикации в The Lancet.

Может ли алкоголь быть полезен для организма? Что говорят исследования
К примеру, есть данные, что среди умеренно употребляющих алкоголь смертность от инфарктов и других сердечных болезней ниже всего, исследования о благотворном влиянии алкоголя на психическое здоровье — пьющие оказались менее подвержены депрессивным расстройствам. А самым оправданным было и останется красное вино — оно богато антиоксидантами кверцетином, ресвератролом и полифенолами, которые блокируют процесс окисления и помогают клеткам избежать связанных с ним поломок, которые включают и онкологию. С окислением и оксидативным стрессом наши клетки имеют дело постоянно — это расплата за дыхание кислородом и жизнь под солнцем, к которым добавляются негативные факторы окружающей среды вроде городской экологии и вредные привычки. В 2017 году вышло исследование, в рамках которого участникам от 18 до 50+ лет ежедневно давали по 400 мл вина. Через две недели замерили антиоксидантный статус — оказалось, он значительно вырос у каждого, а чем выше статус, тем лучше для здоровья. Подобных исследований было несколько, и все они приходили к схожим результатам — шах и мат, публикация в «Ланцете». Более того, конкретно кверцитин регулярно всплывал в контексте ковид-пандемии — этот антиоксидант замечен в противовирусной активности, а также положительно влияет на митохондрии, органеллы клеток, отвечающие за выработку энергии. Чем здоровее и активнее митохондрии, тем здоровее и бодрее мы сами. Ну и сверх этих бонусов есть еще один — не менее важный: умеренное употребление вина способствует поддержанию здорового микробиома кишечника, который последние годы называют «вторым мозгом», настолько он важен для здоровья и хорошего самочувствия. Более того, помогает употребление небольших доз спиртного при диабете второго типа и в некоторых случаях при предрасположенности к ожирению.
Впрочем, люди ведь выпивают в первую очередь не для того, чтобы улучшить свое здоровье или навредить ему. Помимо гастрономической ценности — а хорошие алкогольные напитки значительно расширяют нашу вкусовую палитру — горячительное играет и важную социальную роль. Шампанское по радостному поводу, по паре стаканов ароматного эля с другом, с которым давно не виделись, хороший виски с партнерами по бизнесу, пара ледяных «беленьких» к ухе после удачной рыбалки — в жизни полно ситуаций, в которых традиционно находится место спиртному без всякого ханжества. Опыт «винных» стран показывает, что бокал вина за обедом или ужином лишь скрасит прием пищи, а не сведет в могилу.
Алкоголь и ЗОЖ
Более того, умеренные дозы алкоголя проникли и в те сферы, в которых ему, казалось бы, вовсе не место — так сказали бы сторонники неумеренного ЗОЖа. К примеру, проект Виктории Решульской с Chateau de Talu — Stretch&Wine — предполагает стретчинг под аккомпанемент того самого бокала вина. И нет, это не очередной вид досуга для скучающих успешных бизнесменов — польза «винного стретчинга» подтверждена научно. Небольшое количество алкоголя стимулирует выработку дофамина, гормона, который способствует улучшению настроения и расслаблению. Если к этому добавить мягкую растяжку, эффект усиливается в разы — проще говоря, в процессе и после сеанса вам будет легко и приятно как на душе, так и в теле, а цепкая хватка стресса и напряжения значительно ослабнет. Скептики скажут: зачем сочетать вредное с полезным? Пробовавшие люди их поправят: не вредное, а приятное! Один-два бокала вина еще никого не убили, а вот почувствовать окутывающее тепло и расслабленность от качественного сухого или колючего игристого бывает исключительно ценно, особенно если повседневность не скупится на поводы для переживаний. Главное, как и во всем в жизни, — умеренность. И немного научных данных.