Во все уши: как научиться слушать и слышать людей и стать хорошим собеседником? Несколько простых советов
Такое было с каждым из нас: вы ужинаете со старым другом и пытаетесь наверстать упущенное — рассказываете последние новости, а у него вдруг звонит телефон (и он, конечно, отвечает, теряя нить разговора).
Большинство из нас были по обе стороны такого сценария. И хотя это может показаться безобидным, подобные отвлекающие факторы во время разговоров заставляют людей чувствовать себя обесцененными (и портят наши отношения). Исследования показали, что активное вовлечение в диалог — когда вы полностью сосредотачиваетесь на собеседнике — может помочь предвидеть проблемы, разрешать конфликты и укреплять доверие.
Как и любой другой навык, активное вовлечение можно практиковать и развивать. Вот три основных способа стать лучшим слушателем:
1. Уберите телефон (и другие отвлекающие предметы)
У вас когда-нибудь были одновременно открыты рабочая почта, окно с фильмом и переписка с другом? Режим многозадачности негативно сказывается на концентрации, внимание рассеивается, и мы не доводим ни одного дела до конца.
В выступлении на TED Talks музыкант и ведущий подкаста Song Exploder Ришикеш Хирвей сравнивает многозадачность с «попыткой слушать песню, пока в голове играет другая».
Это не так важно, когда ставки невелики, например, когда вы смотрите телевизор и вяжете шарф. Но когда задачи более сложные (и значимые) — например, просмотр телевизора во время переписки с другом, который находится в кризисе, или подготовка к экзамену, — многозадачность может быть разрушительна.
Если вы действительно хотите быть вовлеченным и чутким слушателем, нужно остановиться на чем-то одном (на диалоге, если вы не поняли) и полностью присутствовать там.
Отвлекающие факторы не всегда внешние. Исследования показали, что блуждание ума — когда внимание смещается с настоящего момента на внутренние переживания — может привести к ухудшению настроения, снижению работоспособности и усвоения информации. Поэтому, когда вы обнаружите, что витаете в облаках во время беседы, зафиксируйте это и вернитесь в реальность.
2. Вспомните услышанное
Большая часть активного слушания — это, как ни странно, само слушание. Но лучшие слушатели — это не просто губки, впитывающие информацию, а люди, знающие, что и когда сказать.
Что нужно делать?
Задавать вопросы. Задавая уточняющие или открытые вопросы, вы показываете человеку, что уделяете ему внимание, и побуждаете его к дальнейшим уточнениям.
Подводить итоги. Периодическое перефразирование сообщения другого человека может помочь ему почувствовать себя увиденным и услышанным и укрепить доверие. Для этого используйте такие фразы, как «Я понимаю, о чем ты» или «Я понимаю, как ты можешь себя чувствовать».
Слушать без осуждения. Дайте человеку поддержку и безопасность, а не осуждение. Примите его убеждения, ценности и опыт, даже если они отличаются от ваших.
Чего точно делать не стоит?
Заполнять паузы. Несмотря на то что паузы в разговоре могут показаться неловкими, они выполняют важную функцию — дают и говорящему, и слушающему обработать информацию, а это может привести к более глубоким и вдумчивым разговорам.
Переключать внимание на себя. «Раньше я думал, что это на самом деле лучший способ показать, что я действительно слушаю. Кто-нибудь говорил мне что-то, и я переключал внимание на себя: "Это напоминает мне то, что случилось со мной", и тогда я рассказывал целую собственную историю», — говорит Хирвей. Вместо этого оставайтесь вовлеченными, не примеряя опыт собеседника на себя.
3. Используйте невербальные сигналы
«Я также верю в силу невербального общения. Простой кивок может сообщить человеку как о том, что вы заняты, так и о том, что разговор можно продолжить. Преднамеренное молчание создает пространство для говорящего», — объясняет Хирвей.
Невербальная коммуникация — выражение лица, движения тела, поза, зрительный контакт или прикосновение — может быть не менее мощной,чем речь. Выражение лица, как правило, отражает наше внутреннее состояние — и это жизненно важный социальный навык, который мы развиваем с раннего возраста.
Самые распространенные невербальные сигналы во время диалога?
Зрительный контакт. Прямой зрительный контакт — фундаментальный навык невербального общения — сигнализирует о здоровой связи между матерями и младенцами и влияет на доверие между пациентами и врачами. Проще говоря, если вы смотрите человеку в глаза во время диалога, он начинает вам больше доверять и продолжает общение. Эксперты рекомендуют использовать правило 50/70: старайтесь поддерживать зрительный контакт 50% времени, когда говорите, и 70% времени, когда слушаете.
Открытая поза. Активные слушатели часто слегка склоняются к собеседнику или наклоняют голову. С другой стороны, если вы отвернетесь или отведете взгляд, пока они говорят, вы, скорее всего, покажетесь равнодушным.
Отзеркаливание. Отражение эмоций другого человека может показать, что вы сопереживаете. И когда выражение вашего лица не соответствует тому, что они говорят — например, вы улыбаетесь, когда они говорят о проблеме, — может показаться, что вы не воспринимаете их всерьез.
В конечном счете, чтобы быть хорошим слушателем, нужна практика. И если вы последовали хотя бы одному совету из списка — вы на правильном пути.