Продуктовая картина: что происходит с ценами на слабосоленый лосось?

Наверняка вы заметили, что цены на слабосоленую семгу и форель в супермаркетах выросли примерно вдвое. Пожалуй, это один из главных продуктов, по которым можно отследить последствия санкций. «Правила жизни» выяснили, что из-за кризиса импорт лосося из Чили и с Фарерских островов (основных поставщиков) сократился примерно в шесть раз. Объясняем, как это повлияло на цены (и что еще сказалось на них).
Продуктовая картина: что происходит с ценами на слабосоленый лосось?

По данным НКО «Рыбный союз», оптовая цена на лосось за четыре месяца выросла на 72%. В начале февраля один килограмм лосося стоил 930 рублей, в начале марта — 1200 рублей, в начале апреля — 1350 рублей, к середине мая цена подскочила до 1480 рублей, к концу последнего весеннего месяца — до 1550 рублей, в начале июня килограмм стоил 1600 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один килограмм форели при этом в начале февраля можно было купить за 870 рублей, в начале марта — уже за 1100 рублей, в начале апреля — за 1320 рублей, к середине месяца цена немного упала — до 1300 рублей в среднем за килограмм, но в мае снова резко поднялась до 1480 рублей. К июню цена снова незначительно выросла — до 1500 рублей.

Что говорят в ретейле?

О росте цен на слабосоленый лосось заявили в «Ленте», «Озоне» и X5 Retail (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

В «Ленте» говорят, что закупочные цены на лосось выросли примерно на треть. В Х5 сообщают, что, если говорить о сегменте охлажденного лосося, ограничения на ввоз продукции из-за рубежа и повышение логистических затрат привели к сокращению количества поставщиков и представленных брендов.

Правда, по словам представителей компании, в этих условиях вырос ассортимент других видов красной рыбы — горбуши, кеты, кижуча, нерки, форели.

В «Озоне» отметили рост стоимости на красную рыбу весной, однако, по словам представителей компании, ситуация уже нормализовалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему сократился ассортимент?

Как отмечают в «Рыбном союзе», в этом году после введения западных санкций резко сократился объем поставок лосося из Чили, а некоторые страны совсем заморозили сотрудничество — например, Фарерские острова, откуда импортировали значительную долю сырья. Можно опираться хотя бы на ресторанные объемы: российским рестораторам требуется 120 000–130 000 т лосося в год, из которых 100 000 т прибывали из Чили и с Фарер.

Кроме того, в конце мая о прекращении поставок красной рыбы заявил белорусский производитель «Санта Бремор» (бренд «Русское море»). Причина — отсутствие доступа к норвежскому лососю. Компания может перейти на российскую красную рыбу, но это увеличит себестоимость продукции.

Почему лосось так подорожал?

Как отмечает председатель «Рыбного союза» Александр Панин, цена на лосось с февраля выросла на 72%. Причин существенного роста несколько. В первую очередь — санкционные ограничения: кратно выросла стоимость импортной логистики, закрылись многие каналы, по которым в Россию ввозили рыбу.

«Во-вторых, рост мировых цен на лосось. В текущем периоде мы наблюдаем исторические максимумы на мировых рынках. Лосось пользуется повышенным спросом в мире при ограниченном предложении. Все это разгоняет цены», — комментирует Александр Панин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в-третьих, сказались проблемы с логистикой кормов и медикаментов для российской аквакультуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Генеральный директор некоммерческой организации «Союз рыбопромышленников Севера» Константин Древетняк говорит, что лосось, который выращивается в России, не может заместить по объемам иностранные поставки. При этом рыба, выращенная в российских водах, зачастую имеет иностранное происхождение — так, например, посадочный материал приезжал к нам из Норвегии.

«На 90% закупался иностранный корм. Он должен содержать много белка, быть качественным, сами мы такой не производили. Как только появились проблемы с поставками корма и посадочного материала, закупочные цены на лосось поползли вверх».

По его словам, некоторые продавцы, понимая, что лосось перестал поступать на рынок, начали спекулировать на ценах. Спрос на лосось при ограниченном ассортименте и рекордном росте цен продолжает расти — и потребитель готов заплатить больше.