Нам параллельно... или нет? Как теперь покупать гаджеты и что происходит с ценами
Говорят, параллельный импорт может завалить Россию новыми продуктами, обеспечить полки магазинов редкими экземплярами типа готовящегося к релизу смартфона Nothing и даже устроить приятную встряску в вопросах ценовой политики, но... все это когда-нибудь потом. А сейчас мы видим робкие попытки ввезти в Россию хотя бы самые ходовые гаджеты, наблюдаем безумные цены и с подозрением размышляем о перспективах качественного гарантийного обслуживания. Более того, еще и блокировкой ввезенных по новой схеме смартфонов в новостях пугают! В общем, на одной только вере в светлое будущее далеко не уедешь, поэтому решили разобраться, какие перспективы у желания прямо сейчас сменить старый смартфон или ноутбук на что-нибудь поновее.
Не следил за новостями. Что за параллельный импорт?
Речь про ввоз продукции без согласия владельца товарного знака, что было запрещено в России с 2006 по 2022 год. Обычный импорт подразумевает, что компания-производитель или ее дилеры самостоятельно ввозят продукцию в страну, а параллельный импорт позволяет местному продавцу закупить все у посредника в другой стране. Продавать ввезенную таким образом продукцию теперь могут как отдельные магазины и сети, так и продавцы на маркетплейсах «Яндекс.Маркет», Ozon и Wildberries. Правда, у последних есть условие: нужно подтвердить оригинальность товара и раскрыть детали о способе поставки.
С iPhone все понятно. А что еще можно купить?
Министерство промышленности и торговли разрешило для параллельного импорта в Россию практически всю электронику, производители которой приостановили деятельность в нашей стране или решили полностью уйти с рынка. В список входят Apple, Asus, HP, Intel, Samsung, Sony и другие бренды, а в целом речь идет практически о сотне товарных категорий. Однако легализация параллельного импорта на государственном уровне вовсе не означает, что в продажу моментально поступит масса товаров. Прямо сейчас в продаже есть лишь небольшое количество смартфонов Apple и Samsung, на которых обкатывают технические и юридические сложности, решают проблемы с логистикой, экспериментируют с доходностью. Полноценного ассортимента продукции разных брендов придется подождать, причем речь может идти о нескольких месяцах подготовительно-переходного периода. В ближайшее время больше всего шансов будет купить гаджеты наиболее востребованных производителей и преимущественно в высшем ценовом сегменте.
А вдруг экран разобью? Кто будет ремонтировать?
Если говорить про официальную позицию государства насчет параллельного импорта, ситуация следующая: помимо самих гаджетов, в страну также будут ввозить и запчасти для ремонта. Все гарантийные обязательства, по бумагам, должен взять на себя продавец. Как это будет происходить по факту — сказать сложно. Во-первых, новая схема импорта существует недостаточно долго, чтобы покупатели успели столкнуться с сервисным обслуживанием и поделиться опытом. Во-вторых, сами продавцы пока не готовы в деталях комментировать планы по замене и ремонту продукции. Помимо самих запчастей, некоторые виды ремонта требуют специализированного оборудования (иногда уникального для производителя), а также подготовленных специалистов. Впрочем, продавцам все равно придется как-то выкручиваться и обслуживать привезенные в Россию устройства в соответствии с законом «О защите прав потребителей». А уж как это технически будет происходить, нас, покупателей, волновать не должно.
Слышал о проблемах с Samsung. Значит, есть риски?
Компания Samsung применяет практику блокировки и ограничения функциональности устройств, предназначенных для рынка другой страны. Однако это не реакция на легализацию параллельного импорта в России. Политика региональных ограничений действует уже несколько лет, например, в январе 2020 компания начала блокировать умные телевизоры, которые использовались в России, но были произведены для продажи в других странах. Впрочем, тогда речь шла про нелегальные, «серые» поставки, а не разрешенный на государственном уровне параллельный импорт. Что же касается нынешней проблемы со смартфонами, самым разумным будет воздержаться от выбора в пользу Samsung, поскольку только за май в страну было ввезено порядка 50 000 устройств и примерно каждое пятое оказалось заблокировано. Решить проблему можно с помощью SIM-карты другой страны, туристической симки, либо обращением в официальный сервисный центр, где разблокировка обойдется покупателю в 5000 рублей и пару недель ожидания. В общем, с Samsung лучше не рисковать, но гаджеты других производителей покупать безопасно.
Доллар — 55, евро — чуть больше. Получится очень дешево?
К сожалению, нет. Если прикидывать цены с оглядкой только на курсы валют, есть шанс жестоко разочароваться в ценниках на ввезенные параллельным импортом продукты. Вот, например, новый MacBook Air в следующем месяце в США будет продаваться за 65 тыс рублей, если пересчитывать долларовую цену. А прошлогодняя модель обойдется сейчас примерно в 54 тыс рублей, то есть в два раза ниже некогда официальной российской стоимости. Однако при параллельном импорте в цену также будет включена сложная и, вероятно, долгая перевозка, риски значительного колебания курса, изменения в сервисной политике, да и сами продукты могут попадать к нам из невыгодных в плане стоимости стран. На текущий момент эксперты советуют не смотреть на окрепший рубль и говорят так: держите в уме цены, которые были в России до начала спецоперации, и мысленно прибавляйте к ним от 5 до 50 процентов.
Хотелось бы поточнее. Можно примеры цен?
Ввезенные параллельным импортом гаджеты уже продаются в России. Например, в «Связном» можно купить Phone 13 Pro Max в новом цвете «альпийский зеленый» за 157 990 рублей. Это стоимость модели с минимальным объемом памяти 128 Гб. Ретейлер на карточке товара указывает страну происхождения, так что элементарная любознательность легко позволит вычислить наценку. Зеленый iPhone привезли из Японии, там цена смартфона составляет 134 800 иен, или около 53 000 рублей по курсу на момент публикации.
Как дорого! Неужели теперь все будет столько стоить?
Скорее всего, нет. Параллельным импортом в Россию ввезены пока лишь единицы устройств, причем в фокусе поставщиков самые маржинальные продукты для наименее чувствительной к ценам аудитории. Постепенно будет расширяться количество доступных гаджетов, улучшится логистика, а более агрессивная конкуренция без контроля со стороны производителя заставит продавцов активнее участвовать в ценовых войнах. В Федеральной антимонопольной службе уверены, что новый способ поставок в конечном счете должен обеспечить уровень цен ниже, чем они были до февраля этого года. Представители маркетплейсов, в свою очередь, прогнозируют еще один плюс — значительное расширение ассортимента и появление в официальной продаже продуктов, которые ранее не были доступны в России.