Продуктовая картина: что происходит с ценами на кофе?
Почему подорожали кофейные зерна
Цена на кофе навынос формируется из стоимости кофейных зерен, молока, одноразовых бумажных стаканчиков, крышек, аренды помещения, а также оплаты труда бариста, объясняет владелец московской кофейни «23 параллель» Сергей Подгорнов.
Мировые цены на кофейные зерна начали расти еще в прошлом году, поскольку Бразилия — крупнейший производитель кофе — столкнулась с одной из сильнейших за последнее столетие засухой, а потом и с суровыми заморозками. Неурожай привел к негативным прогнозам экспертов и, как следствие, к росту цен на мировой бирже, который, вероятно, продолжится и в течение 2022 года.
Кофе в России не производится, поэтому страна на 100% зависит от импорта ароматных зерен. Когда после 24 февраля резко вырос курс американской валюты, российским обжарщикам кофе, приобретающим зерна за рубежом, тоже пришлось поднять цены. Ситуацию усложняет и доставка продукции: кофейные зерна поставлялись в Россию через Европу, но из-за западных санкций произошел разрыв логистических цепочек, и число транспортных путей сократилось.
Другие причины повышения стоимости кофе в заведениях
На фоне укрепления рубля, которое началось с апреля, российские обжарщики кофе стали корректировать цены в сторону их снижения. Но это не отражается на стоимости готового продукта в кофейнях, поскольку рост цен также затронул стаканчики, крышки и молоко — основную составляющую капучино, латте и других популярных видов кофе, отмечает Подгорнов.
Что касается молока, то цены на него растут и из-за подорожания зарубежного оборудования, необходимого российским перерабатывающим предприятиям, и запчастей к нему, рассказывают в «Союзмолоке». Помимо этого, отечественные фермы используют импортные ветеринарные препараты и кормовые добавки для коров, поэтому на себестоимость молока также влияют логистические издержки и курсы валют.
Цены на молоко растут и из-за подорожания тары, вызванного ее нехваткой. Одним из крупнейших в России поставщиков тетрапака была финско-шведская Stora Enso, в марте прекратившая производства и продажи в стране. Компания также выпускала ламинированный картон для одноразовых стаканов, поэтому ее уход с рынка привел к увеличению стоимости одноразовой посуды, в том числе стаканов и крышек для них. По оценкам Подгорнова, бумажные стаканчики с конца февраля подорожали примерно на 20%, что неминуемо привело к росту цен на кофе навынос.
Как поменялись цены в кофейнях
Владельцы кофеен поднимают цены по-разному, это зависит в том числе от лояльности клиентов: чем она выше, тем значительнее заведение может позволить себе поднять цены, говорит владелец «23 параллели». В его кофейне капучино объемом 250 мл подорожал с 150 до 170 рублей, такой рост Подгорнов называет незначительным.
В сети кофеен Skuratov Coffee цены на тот же напиток с начала февраля поднимали дважды, в общей сложности на 20 рублей — сейчас за 250 мл капучино там придется отдать 240 рублей. В «Шоколаднице» в марте произошел рост на 40 рублей: капучино объемом 200 мл стал стоить 170 рублей. В сети Cofix цены на все стандартные виды кофе подняли на 30 рублей.
Дефицита не будет
Любителям кофе нужно быть готовым к тому, что кофе в ближайшее время будет дорогим продуктом, предупреждает глава ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Однако дефицита этого продукта не возникнет, даже несмотря на трудности с поставками.
«Проблем с доступом к самому продукту нет, поскольку все страны дружественные, никаких санкций не вводили. <...> Продукция не пропадет из магазинов, она будет присутствовать. Таких опасений нет», — сказал Чантурия в беседе с ТАСС.
Последствия
По оценкам «Росчайкофе», по итогам 2022 года потребительский спрос на кофе в России может упасть на 5–7%. Люди не будут отказываться от этого напитка, но из-за роста цен, вероятно, станут употреблять его реже, считают представители отрасли.
Спрос на кофе навынос уже заметно снизился, обращает внимание Подгорнов. Однако, по его мнению, это связано не с тем, что потребители не могут позволить себе этот продукт, а с тем, что они чувствуют неуверенность в будущем и стараются не совершать лишних трат.
Представители сетей Skuratov Coffee и «Шоколадница», в свою очередь, сообщили, что падения спроса пока не заметили.