Принцесса Диана без короны и «случайный кадр»: что нужно знать о легендарном фотографе Патрике Демаршелье
У Патрика Демаршелье не было специального художественного образования. Да и вообще, в вузе он не учился. Демаршелье увлекся фотографией еще подростком в пятидесятых, снимал на старый родительский «Кодак» своих друзей и родных, потом начал подрабатывать в фотомастерских — учился ретуши, печати, методам комбинирования. Так он постепенно подбирался к своей заветной цели — снимать как профессионал: работал ассистентом у известного фотографа Ханса Фойрера, затем начал снимать для французских Elle и Marie Claire. В 1975 году Демаршелье переехал из Франции в США, где его карьера развернулась по полной — съемки ему в итоге заказывали все ведущие глянцевые журналы.
Жизель Бюндхен, Летиция Каста, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста и не только — Демаршелье снимал, кажется, всех знаменитых моделей своего времени. Черно-белые снимки, особенная графичность в построении кадра — его творческий почерк быстро стал узнаваемым, и фотография Кристи Терлингтон в шляпе в виде огромной белой розы — своеобразная квинтэссенция его стиля — долгие годы была визитной карточкой Демаршелье.
Одна из самых знаковых работ Демаршелье — портрет принцессы Дианы, который он снял в 1992 году. Фотограф работал с принцессой уже не первый год, на его счету были и официальные портреты, но этот раз получился особенным: Диана предстала перед камерой без короны и царственных украшений, почти без макияжа, в лаконичном платье. Этот кадр больше похож на часть модной фотоистории, чем на снимок королевской особы, и поэтому произвел на публику неизгладимое впечатление.
Портрет принцессы Дианы удался благодаря особому методу фотографа. Он предпочитал «эстетику случайного кадра», стремился застать своих моделей врасплох в хорошем смысле слова: «Я стараюсь создать атмосферу, в которой человек чувствует себя непринужденно. Мне не нравится чувство, что между мной и портретируемыми стоит фотокамера, поэтому я делаю все возможное, чтобы они об этом забыли», — говорил мастер о своем методе.
Мастерство принесло Демаршелье предложение снять знаменитый календарь Pirelli. Более того, мастер поработал над ним дважды: в 2005 и 2008 годах. Первый календарь, посвященный Бразилии — O espirito do Brasil, — фактически открыл миру супермодель новой волны Адриану Лиму, а три года спустя Демаршелье впервые показал в фотоистории для Pirelli столкновение Европы и Азии, проведя съемку в Шанхае с участием китайских актрис и моделей.
И еще один показатель заслуг фотографа перед мировой культурой — его книги. У Демаршелье их вышло четыре: в 1995 году — «Патрик Демаршелье: Фотографии» (Patrick Demarchelier: Photographs); в 1997-м — «Патрик Демаршелье: Открытие элегантности» (Patrick Demarchelier: Exposing Elegance); в 1998-м — «Патрик Демаршелье: Формы» (Patrick Demarchelier: Forms); а альбом 2008 года снова получил название «Патрик Демаршелье: Фотографии», хотя имел совсем другое содержание. Несмотря на многотысячные тиражи, книги несколько раз переиздавались. А в 2007 году фотограф стал офицером ордена Искусств и Литературы — одной из четырех главных государственных наград Франции.
Авторитет фотографа вводит его имя в поп-культуру: в фильме «Дьявол носит Prada» про жизнь глянцевого журнала главред в исполнении Мерил Стрип требует у ассистентки: «Достань мне Демаршелье!» И пусть по отдельности официальное признание и любовь модной индустрии, знаковые съемки и коллекционные книги были у многих мастеров камеры, все в совокупности делает Демаршелье настоящей легендой.