Краткая история советского спортивного стиля, часть вторая (1970–2020-е)
1970-е: «Адидас» — это класс»
Несмотря на то что Советский Союз долгое время оставался за железным занавесом, иностранное сотрудничество у страны было, в том числе и в некоторых сегментах легкой промышленности. Еще после присоединения советских спортсменов к олимпийскому движению в начале пятидесятых производители спортивной экипировки начали к ним присматриваться.
В частности, сложились особые отношения между СССР и компанией adidas из ФРГ. В 1979 году Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР в ЦК партии в документе, озаглавленном «К вопросу о сотрудничестве с фирмой "Адидас" (ФРГ)», сообщил, что «Спорткомитет СССР осуществляет постоянное сотрудничество в течение 20 лет» с ней. Да, в Союзе была настоящая экипировка adidas, хотя, конечно, достать ее было нелегко. Компания одевала советских спортсменов, хотя «обезличенно»: с вещей убирали лейблы, а лампасы зашивали. Спортивные костюмы с тремя полосками не поступали в открытую продажу, но их можно было получить в качестве оплаты подработок («шабашек»). Дипломаты привозили их из командировок, а спекулянты продавали по завышенным ценам. Спортивный костюм с тремя полосками на рукавах и штанинах стал символом богатства и принадлежности к избранным.
Как и любой культовый предмет (так же было, например, с джинсами в Советском союзе), костюмы adidas породили волну народного фольклора и разделили шутников на два лагеря. Одни в завистливо-осуждающем тоне говорили: «Сегодня носит "Адидас", а завтра родину продаст», другие же утверждали, что обладатели спортивных брюк немецкой фирмы легко могут снискать благосклонность любой женщины.
В конце семидесятых в Союзе налаживается производство кроссовок по лицензии немецкой фирмы. Сначала в Москве, а потом и в других крупных городах открываются фабричные линии, выпускающие спортивную обувь с тремя полосками — в основном на экспорт, но и на советские прилавки часть из них попадает. Стоит пара собственных советских «адидасов» с темно-синим замшевым верхом и белой подошвой 26 рублей — это, конечно, сильно дороже, чем бывшие повсеместно в обиходе кеды (те были в изобилии и стоили несколько рублей), но все же дешевле качественных ботинок, а еще выглядели кроссовки отлично.
Но самый важный вклад в популяризацию спортивного стиля вносит Олимпиада в Москве 1980 года — именно в связи с ней интерес к нему становится повсеместным (и при этом не настолько связанным непосредственно с занятиями физкультурой). Спортивная эстетика проникает в дизайн и моду и прочно там утверждается.
1990-е: то, что назовут «постсоветской эстетикой»
Девяностые в российской истории называют не иначе как «лихие», и спортивная мода на этом фоне переживает свои неожиданные повороты. Во-первых, с распадом СССР на российский рынок массово хлынули зарубежные товары, преимущественно недорогие и низкого качества. Именно это десятилетие — время расцвета того самого китайского контрафакта, подделок под знаменитые бренды, которые только-только начинает узнавать российская аудитория. На рынках продают дешевый контрафакт, а покупатели, не имеющие после экономических кризисов финансовой возможности покупать оригиналы, довольствуются тем, что есть.
Спортивные костюмы, которые еще в прошлые десятилетия приобрели ореол «крутой» одежды, в девяностые облюбовали уличные криминальные элементы. Тут на наследие позднесоветской культуры наложился мировой контекст: если верить фильмам Мартина Скорсезе и Гая Ричи, мафиози и бандиты всех стран щеголяли в трениках и кофтах на молнии. «Настоящие пацаны» девяностых придают утилитарному комплекту новое измерение и носят его для «понтов», сочетая с совсем не спортивной обувью вроде лакированных туфель.
Параллельно с этим аудитория получает доступ к американским телешоу, слушает заграничную музыку и проникается западными субкультурами, которые уже давно апроприировали те или иные элементы спортивной одежды в свой арсенал. Рэперы в свитшотах и худи, скейтеры в кедах — все это вплетается в и без того эклектичный стиль молодежи и накладывается на плачевное состояние экономики. Спустя годы модные дизайнеры постсоветского пространства будут черпать в этом свои идеи: как мы знаем, бренд-феномен Демны Гвасалии Vetements транслировал именно такую эстетику, а впоследствии знамя подхватили Balenciaga. Огромные «уродливые» кроссовки, футболки с кинопринтами, оверсайз-толстовки, подражающие стилю западных кумиров, — все это прошло этап переосмысления российской действительностью и нарастило новый слой культурных кодов.
2000-е: модная форма и спортшик
Экономический подъем после кризиса приносит стране «жирные нулевые». На арену спортивной одежды выходит компания Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича, которая не только одевает российских и не только олимпийцев восемь Игр подряд (Bosco были поставщиком олимпийской формы России с 2002 по 2016 год), но и поставляет спортивные костюмы всем желающим.
Линия Bosco Sport, основанная в 2001 году, выпускает одежду в цветах триколора, с крупной надписью RUSSIA на спине, мотивом жар-птицы и российского герба — то есть вовсю работает с национальной айдентикой, за что в 2004 году получает награду Brand New Awards на Всемирной выставке товаров спортивных производителей ISPO — и, что даже более значимо, признание и любовь аудитории: спортивные костюмы Bosco носят далеко за пределами спортплощадок.
Нулевые — время спортшика, в котором, впрочем, от спорта остается мало. Ярко-розовые велюровые костюмы со стразами или атласные комплекты напоминают спортивную одежду только формой, зато определяют моду своего времени. А затем на смену трендам, которые теперь кажутся вульгарными, приходит нормкор — базовые черно-белые вещи, «одежда без моды», которая позволяет сосредоточиться на комфорте и сэкономить время и силы на выборе того, что надеть. И вот сюрприз — это снова по большей части вещи спортивного происхождения — футболки, толстовки, кроссовки моделей, которые уже принято называть классическими. Очевидно, потребители — как модники, так и те, кто демонстративно моду презирает, — от ежедневного комфорта уже не готовы отказываться.
Наши дни: пандемия и не только
Сегодня рассматривать моду в России вне мировой попросту невозможно. И понятие athleisure — то есть одежды, одинаково подходящей для занятий спортом и для отдыха, — в ней тоже укрепилось. С одной стороны, тренд на здоровый образ жизни и регулярную физическую активность набирает обороты в лайфстайл-сегменте. С другой — околоспортивные вещи все чаще появляются в модных хрониках красных дорожек, а коллекционные кроссовки уходят на аукционах с молотка за миллионы.
Отдельной главой в истории спортивной одежды стоит пандемия: локдауны, которые начались два года назад, заставили людей сидеть дома. Удаленная работа, ограничение мероприятий, отсутствие привычных поводов нарядиться и повышенное внимание к себе и собственному телесному комфорту — и вот уже покупатели массово приобретают удобный трикотаж и меняют джинсы на треники. Популярность набирают бег и самостоятельные тренировки, аутдор становится лайфстайл-трендом, и вместе с этим растет популярность соответствующей экипировки.
Даже после снятия ковидных ограничений расставаться с удобной одеждой никто не спешит, а дизайнеры активно добавляют такие вещи в коллекции, и вот уже на подиуме носят спортивные костюмы с лакированными туфлями. И хотя у российского покупателя некоторые мировые модные феномены вызывают только вздохи недоумения и неприятные флешбэки (количество шуток про коллекции Демны Гвасалии на постсоветском пространстве было вполне сопоставимо с восторгами публики вне его), едва ли это скажется на его любви к спортивной одежде.