Краткая история советской спортивной формы. Часть первая (1920–1960-е)
1920-е: «Спортодежда» Варвары Степановой
Только что основанное новое государство Советский Союз стремилось построить новый мир и создать «нового человека» в нем. И важной частью идеологии тут стал спорт: «В здоровом теле — здоровый дух», новый советский гражданин должен был уделять здоровью немало внимания, быть сильным (чтобы строить тот самый новый мир) и физически развитым.
Идея всего нового и отказа от изживших себя старых канонов, конечно же, занимала умы художников. На этой почве расцвел конструктивизм, который призывал отказаться от «искусства ради искусства», поставить творчество на службу народу, быть функциональным и полезным. Одежды, как важной категории быта, это тоже касалось.
В 1923 году в журнале «Леф» был опубликован проект художницы-авангардистки Варвары Степановой «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда» (этот неологизм был сокращением от «производственной одежды», то есть специальной одежды для работы). Без одежды для спорта там не обошлось: «Спортодежда подчиняется всем основным требованиям прозодежды и видоизменяется в зависимости от характера спорта — будет ли это футбол, лыжный спорт, гребля, бокс или физическое упражнение. Главное же требование покроя спортодежды всех видов спорта — минимум одежды и несложность ее одевания и ношения», — писала Степанова.
К описаниям Степанова приложила эскизы: ее спортивные костюмы состояли из рубашек с коротким рукавом и коротких шорт и были максимально простыми, функциональными и, как бы сказали сейчас, гендерно-нейтральными — она не разделяла одежду на мужскую и женскую, это была универсальная форма с акцентом на удобстве. Значимым было цветовое решение, поскольку позволяло легко различить игроков команд: «Цвет спорткостюма в данном случае один из самых действительных факторов, так как спортивные состязания происходят в большом пространстве, а показательные спортпраздники при огромном количестве зрителей».
Но, пожалуй, самым важным в размышлениях художницы оказался ее подход к самой конструкции: Степанова призывала отказаться от декоративности, украшением спортивных вещей должны были служить сами детали, скроенные и сшитые в соответствии с физиологией движения. Именно так к созданию спортивной одежды подходят и сейчас, сто лет спустя.
1930-е: парады физкультурников
С самой революции обязательным атрибутом жизни советского общества стали физкультурные парады — первый такой прошел на Красной площади аж в 1919 году. Сначала шествия были приурочены к каким-то крупным праздникам, а с 1939 года в стране официально праздновали День физкультурника. Шествия были зрелищными: спортсмены не просто маршировали, но еще выполняли акробатические трюки, задействовали театральные элементы, команды стремились перещеголять друг друга не только на стадионах, но и тут. Публика любила и охотно смотрела парады, которые не прекращались даже во время Великой Отечественной вoйны. Одним словом, спорт возводился в культ.
Профессионального спорта в современном понимании не существовало, однако были спортивные команды при вузах, заводах и других предприятиях, а также спортивные общества. Задействованным в них людям полагалась форма с эмблемой, в ней же выступали на парадах — это были, например, вполне привычные нам сегодня трикотажные футболки и широкие свободные хлопковые или льняные шорты на кулиске. Обувь для занятий спортом шили из кожи — это были мягкие ботинки на тонкой и гибкой подошве, напоминающие чешки, их носили и мужчины, и женщины.
Если физическая активность так значима в обществе, простые граждане не могли оставаться в стороне — тем или иным видом спорта занимался практически каждый. Другое дело, что далеко не всегда для этого была специальная спортивная форма. Чаще всего в роли одежды для легкой зарядки выступало нижнее белье — белые трикотажные майки (в обычной жизни носили под рубашки) и черные или темно-синие «трусы упрощенные гладкие», которые впоследствии получили прозвище «семейные».
У пловцов не всегда были отдельные плавки и купальники, многие любители купались все в том же нижнем белье или шили себе плавательные костюмы из скудного набора имевшихся в продаже тканей, в основном хлопчатобумажных. А для зимних видов спорта костюмы вязали из шерстяной пряжи, что позволяло посадить вещи по фигуре — да, лыжникам в этом плане особенно повезло.
1950-е: Олимпиады и олимпийки
В 1952 году советские спортсмены впервые присоединились к олимпийскому движению (предыдущее участие тогда еще российских атлетов было аж в 1912-м!) — и это потребовало разработки олимпийской формы. Ее первая вариация была на редкость лаконичной — трикотажные комплекты из шароваров и кофт, которые сейчас можно было бы назвать толстовками, с надписью «СССР» на груди.
А вот спустя четыре года на Олимпиаду в Мельбурне советская делегация прибыла уже в новой форме: резинку на горловине трикотажных кофт заменили молнией, которая доходила до середины груди. Удобное нововведение прижилось, а кофты получили название «олимпийки» — так они и зовутся сейчас.
Олимпийские достижения СССР только поспособствовали укреплению популярности спорта в народе. Советский физкультурник стал ролевой моделью для масс, а олимпийские чемпионы — иконами, на которых равнялась молодежь. Спорт органично вплелся в образ жизни, околоспортивный трикотаж начали носить не только «по делу», но и как часть повседневных образов, а лето было временем демонстрации хорошей физической формы и мускулов, поэтому рубашки с длинным рукавом проигрывают по популярности майкам и футболкам.
1960-е: кедам СССР все возрасты покорны
Конец пятидесятых позволил советской молодежи взглянуть на мир «по ту сторону»: прошедший в 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов познакомил публику не только с джинсами, но и с другими привычными западному миру предметами гардероба. Среди них была и спортивная обувь.
И если джинсы власть восприняла как атрибут враждебного капитализма, с которым надлежало бороться, то кроссовки и кеды прекрасно вписывались в советскую идеологическую линию — значит, предстояло разработать и запустить в производство собственные. На это ушло время: хотя довольно быстро в стране появился ГОСТ на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную», ее привозили из Финляндии, Северной Кореи и Китая.
Собственные кеды в СССР появились только в середине шестидесятых: их начала выпускать Ленинградская фабрика «Красный треугольник», которая десятилетиями специализировалась на резиновой обуви (ее история уходит корнями еще в царскую Россию и производство резиновых труб и насосных деталей). Кеды шили из плотного хлопка и снабжали толстой резиновой подошвой с фактурным краем. Стоила пара довольно дешево, что тоже помогло их популярности: фабрика начала выпускать несколько миллионов пар ежегодно.
Впоследствии появились и другие марки, а самыми любимыми у советских граждан стали кеды «Два мяча» совместного советско-китайского производства — более редкие, но более качественные. За ними охотились, их носили и школьники, и модная молодежь, и даже Волк из «Ну, погоди!» (кстати, сейчас этот бренд снова возрожден и выпускает кеды по аутентичным лекалам). Кеды надевали на учебу, на свидания, на прогулки, в кино — вместе с вельветовыми брюками, теми самыми полузапрещенными джинсами, льняными шортами. Именно через обувь спортивный стиль массово вышел в повседневный гардероб.