История худи: утилитарность, протест, модное высказывание — и не только
Худи (от английского hood — «капюшон») — кофта из хлопкового трикотажа с капюшоном, конечно же, который отличает этот элемент одежды от толстовки aka свитшота. Капюшон обычно затягивается при помощи шнура, проходящего по краю, а спереди на худи расположен обширный карман. Сейчас это привычный всем предмет гардероба, базовый и неформальный, и есть ощущение, что худи — изобретение современное, но это не совсем так: ему почти сто лет.
Впервые худи выпустила американская компания Champion в 1930-х годах — они предназначались для работников морозильных складов Нью-Йорка. Вещь защищала от холода благодаря плотному трикотажу и эластичным манжетам вокруг рукавов и по низу, а капюшон не давал замерзнуть голове.
Champion сотрудничали не только с коммерческими фирмами, где одевали рабочих, но и со многими университетами, поэтому худи быстро обрели еще одну целевую аудиторию — студентов-спортсменов. Толстовки помогали сохранить в тепле разогретые мышцы, а еще были предметом командной гордости — на груди и спине размещался логотип учебного заведения или клуба, поэтому футболисты охотно носили свои худи за пределами стадионов и делились ими с подругами.
В шестидесятых худи стали студенческим мейнстримом, а к семидесятым вышли за пределы колледжей и вузов в качестве субкультурного атрибута. Толстовки носили брейкдансеры, чтобы согреваться между выступлениями. Граффитисты полюбили кофты с капюшоном за то, что они позволяли скрывать лицо — рисунки на стенах были вне закона.
В Калифорнии активно развивалась серферская культура, но после сильной засухи в середине семидесятых многие любители досок стали осваивать скейтбординг — эдакий сухопутный аналог катанию на волнах. Власти экономили воду, поэтому бассейны и фонтаны во дворах и парках стояли пустыми, их-то и облюбовали скейтеры. Поскольку местные власти запрещали катание вне специально оборудованных площадок, которых катастрофически не хватало, любители досок предпочитали действовать нелегально — и скрывали лица под капюшонами.
Все это происходило в Америке, а за ее пределами худи обрели известность благодаря фильму «Рокки» 1976 года. Главный герой в исполнении Сильвестра Сталлоне, который бегал по Филадельфии в потрепанной серой толстовке с капюшоном, стал кумиром молодежи по всему миру. Конечно, серые худи вошли в их повседневный гардероб.
Такой бэкграунд неразрывно связал худи с уличной культурой. Хип-хоп, уходящий в нее корнями, тоже охотно перенял униформу — в девяностых Лос-Анджелес и Нью-Йорк сосредоточили в себе значительную часть хип-хоп-движения, и рэперы почти поголовно одевались в мешковатые худи. Wu-Tang Clan, Cypress Hill, Snoop Dogg и другие исполнители носили их с широкими джинсами-трубами, спортивными брюками, дополняли бейсболками и массивными украшениями.
Параллельно с этим худи начали появляться в модных коллекциях американских дизайнеров, хотя Tommy Hilfiger и Ralph Lauren оставляли их в рамках околоспортивных отсылок — к полукриминальной строке в биографии толстовок с капюшоном модная публика была еще не готова.
А строка эта тем временем прошла по истории худи красной нитью и снова подсветилась уже в нулевых. Худи стали ассоциироваться с уличной преступностью и антисоциальной деятельностью. Некоторые британские универмаги в 2005-2006 годах запрещали вход посетителям в худи из-за участившихся краж (в объемном переднем кармане было удобно спрятать похищенное). А еще у борьбы общественности с капюшонами обнаружился расистский подтекст: якобы большинство хулиганов в худи были именно темнокожими.
Апогея ситуация достигла в 2012 году, когда темнокожий подросток Трейвон Мартин был застрелен в охраняемом жилом комплексе во Флориде, где жила его семья. Стрелявший — член соседского дозора Джордж Циммерман — оправдывался тем, что посчитал парня «подозрительным» из-за того, что тот носил худи. После смерти Мартина и последующего судебного разбирательства толстовки стали символом движения Black Lives Matter, а по всей Америке прошли «Марши миллиона худи» — самые разные люди, надев толстовки, протестовали против дискриминации по принципу этой одежды и цвета кожи.
Сейчас, десять лет спустя, назвать худи «хулиганской» или «преступной» одеждой едва ли возможно. Хип-хоп давно вышел из подполья, Канье Уэст, одна из главных мировых икон стиля, кажется, сейчас редко носит что-то помимо худи (а за его толстовками из коллаборации с Gap ведется настоящая охота у реселлеров). Демна Гвасалия возводит оверсайз-худи в культовый статус сначала в коллекциях Vetements, потом в Balenciaga. Худи теперь носят и на красные дорожки, и на первые ряды модных показов, и на прогулку до ближайшего супермаркета. А теперь еще и на правительственные заседания: президент Франции Эмманюэль Макрон провел очередной раунд международных переговоров, одевшись в худи и джинсы вместо костюма с рубашкой и галстуком.
Едва ли найдется другой предмет одежды, нагруженный столькими смыслами одновременно: худи может быть одновременно символом несогласия и сопротивления, модным заявлением, холстом для творчества или попросту одной из самых удобных вещей в базовом гардеробе. Какой из них вкладывать в наряд — выбор за вами.