Тотальная унификация: почему бренды упрощают логотипы
За 117 лет своего существования британский модный дом Burberry менял свою айдентику несколько раз и не так, чтобы значительно. Последнее серьезное изменение произошло в 1999-м году, когда из логотипа исчезла буква S (ранее было принято писать Burberrys). Нынешний креативный директор модного дома Рикардо Тиши (в марте он сменил на посту Кристофера Бейли, простоявшего у руля целых 17 лет) решил рубить с плеча: новая эмблема не имеет со старой почти ничего общего — во всяком случае, на первый взгляд. Разработкой занимался Питер Сэвилл, британский графический дизайнер-постмодернист.
Он же год назад потрудился над обновленной версией логотипа Calvin Klein по приглашению Рафа Симонса. Это заметно: лаконичный рубленый шрифт, черно-белая гамма, больше никаких выкрутасов, только название бренда, место его основания — и все. Тут хочется пошутить, что Питер Сэвилл — халтурщик. Но не все так просто: упрощение айдентики становится трендом, которому следуют, в том числе, золотые птенцы Kering — Balenciga и Saint Laurent. И даже Gucci, с некоторой натяжкой.
Первым начал Эди Слиман — в 2012 году он пришел на должность креативного директора в Yves Saint Laurent и сократил название бренда до Saint Laurent, изменил шрифт и отказался от золота, ограничившись черным и белым цветами. Сооснователь дома Пьер Берже не стал сопротивляться, тем более, что простые рубленые буквы взяли не с потолка: ровно такие красовались над входом в первый бутик Yves Saint Laurent в Париже.
При этом классическую эмблему с перекрещивающимися буквами YSL не забыли. Слиман к ней не возвращался, зато его преемник Энтони Ваккарелло два года назад подарил монограмме вторую жизнь: его украшения и туфли на каблуках стали одним из хитов новой логомании и до сих пор невероятно популярны.
Демна Гвасалия перевернул Balenciaga с ног на голову еще в 2016-м, но айдентику обновил только в год назад. Логотип презентовали прошлой осенью перед показом весна-лето 2018 — согласно официальному релизу, авторы вдохновлялись простой типографикой общественного транспорта. Прежний шрифт Balenciaga тоже был вполне лаконичным, но новый будто стал четче и увереннее — теперь буквы плотнее расположены друг к другу.
Но Демна был бы не Демна, если после ребрендинга оставил бы лого в покое. Дизайнер гордо украшает одежду и аксессуары как официальной версией, так и некоторыми вариациями. В прошлом полугодии в ходу был логотип, замаскированный под эмблему избирательной кампании Берни Сандерса (впервые он появился в коллекции осень-зима 2017, показ прошел за несколько дней до инаугурации Дональда Трампа, с которым Сандерс состязался в президентской гонке — посыл ясен), теперь — стилизация под граффити. Максимально унифицированная простая эмблема становится холстом для бесконечного количества экспериментов.
Говоря об экспериментах, нельзя не рассказать о Gucci. Алессандро Микеле не поддался моде на рубленные шрифты: Gucci по-прежнему пишут медиевальными буквами с засечками. И монограмма GG никуда не делась — даже наоборот, переживает ренессанс, несколько видоизменившись. Вместо этого Микеле начал вовсю экспериментировать с фирменным стилем. В больших, больших количествах.
Чего только Алессандро не творил: вплетал логотип в цветочный орнамент, писал на греческий манер, отдавал на переработку граффитисту Gucci Ghost, скрещивал с логотипом Sega, менял написание на Guccy и так далее. И, самое интересное — все эти вольные интерпретации стали визитной карточкой Gucci, в них невозможно не узнать бренд, даже если вы вдруг разучились читать. И, возвращаясь к теме новой логомании, — Микеле в этом случае превзошел всех. Возвел айдентику Gucci в культ. Она завораживает настолько, что даже вполне разумный человек, увидев самую нелепую вещь с заветным логотипом, подумает о покупке.
Но вернемся к Burberry. Что именно произошло? Логотип стал максимально простым, а клетку заменила вязь из инициалов основателя бренда Томаса Берберри, выполненная в той же цветовой гамме, что и первый официальный логотип Burberry 1901 года. Вот вам новизна и связь с историей.
Burberry не просто так сменили дизайнера. Каким бы талантливым Кристофер Бейли ни был, 17 лет на посту креативного директора — это много, попахивает стагнацией, а она редко доводит до добра. Назначение Рикардо Тиши было не самым ожидаемым, а теперь и новая айдентика — британский дом явно настроен на кардинальные перемены. Простой логотип — реверанс в сторону современности, еще один способ разнообразить вселенную бренда, новый холст для творчества. Судя по головокружительным коммерческим успехам Balenciaga, Saint Laurent и Gucci, которым не нарадуется Kering, схема работает отлично: эти бренды узнают уже не по логотипам, а по уникальной эстетике.