Запах Италии: особенности парфюмерной традиции
Этой весной линейка традиционных одеколонов знаменитого итальянского бренда Acqua di Parma пополнилась новым ароматом — освежающим Chinotto di Liguria, в сердце которого редко встречающийся цитрус — померанец. На его примере Правила жизни решил разобраться, что такое итальянская парфюмерная традиция и существует ли она на самом деле.
Италия — едва ли не самая привязанная к своим традициям страна Европы — может похвастать не только любимой всем миром кухней и концентрацией мировых шедевров на квадратный километр. Искусство ухода за собой итальянцы ценят и уважают не меньше, чем кулинарные каноны и культурное наследие.
Опрятный вид, аккуратная стрижка, гладко выбритое лицо или идеально постриженная борода — всем этим элементам собственного имиджа итальянцы уделяют особое внимание. В итальянском языке даже существует выражение la bella figura, которое значит гораздо больше, чем просто внешняя привлекательность — оно относится к тому впечатлению, которое производит человек интеллектом и манерами, вкусом, стилем в одежде и, конечно же, тем, насколько он ухожен, аккуратен. Неотъемлемым атрибутом тут будет и аромат. Даже толпу итальянцев можно узнать не только по активной жестикуляции и громким веселым беседам — ее обязательно будет окутывать легкое облако ароматной смеси отличных одеколонов.
Многие историки вопроса сходятся в том, что искренняя любовь к уходу за собой итальянцам досталась от римлян, которые оставили после себя не только сами термы и бани, но и ценные указания касательно того, какие процедуры и как в них должны проводиться. Бритью в них отводилась центральное место, оно было признаком высокого социального статуса — бороды носили рабы и малообразованные слои населения.
В последующие века, вплоть до наших дней, роль парикмахера и брадобрея в итальянской жизни тоже нельзя назвать второстепенной. Нередко они как коробейники перемещались из городка в городок со своими инструментами, устраивая что-то вроде передвижной цирюльни. Для социальной жизни итальянского общества они имели не меньшее значение, чем для внешнего вида его представителей — именно у il barbiere обсуждались все важные новости и слухи, причем эта ситуация актуальна и сегодня, хотя место уличного парикмахера уже давно заняли барберии.
И в античные времена, и в средние века, и сегодня итальянский уход за собой нельзя представить без ароматов. Пена для бритья, афтершейв, крем для лица — все обязательно будет отлично пахнуть. Без финального штриха в виде одеколона этот ритуал тоже себе представить нельзя. Собственно, даже своим происхождением одеколон тесно связан с итальянской землей. Само название — одеколон или eau de cologne — переводится как «кельнская вода»: именно в Кельне больше 300 лет назад итальянский эмигрант Джан Паоло Фемини впервые смешал вместе эссенции бергамота, петитгрейна, нероли и цветов апельсина, создав легендарную композицию Acqua Admirabilis. И это была революция — легкая цитрусово-цветочная вода разительно отличалась от густых мускусных парфюмерных замесов, характерных для того времени.
В Италии в средние века с парфюмерным искусством дела обстояли совсем неплохо — та же знаменитая флорентийская аптека Officina Profumo Farmaceutica di Santa Maria Novella с ее теперь уже гигантским ассортиментом ароматных средств для ухода за собой и отличными одеколонами открылась еще в 1612 году. В XIX веке для короля Витторио Эмануэле II были созданы духи Acqua di Genova, которые сочетали в себе кельнскую воду и древесные ноты — они получились настолько удачными, что чуть ли не вся европейская придворная толпа запахла ими в унисон. К XX веку марок, производящих одеколоны, «построенные» по подобию кельнской воды, было под несколько десятков, причем некоторые из них, как та же Borsari, которую мир знает и любит прежде всего за пармскую фиалковую воду Violetta di Parma.
Пару лет назад свой столетний юбилей отпраздновала и Acqua di Parma — едва ли не самый знаменитый производитель итальянских колоней. Их базовый одеколон Acqua di Parma Colonia безошибочно узнаваем — свежая, яркая, но ненавязчивая композиция из сицилийских цитрусов, лаванды, розмарина, розы и немного мыльного мускуса изначально была выпущена для того, чтобы ароматизировать носовые платки, но со временем стала практически синонимом итальянского шика. Например, во многих знаменитых отелях высокого класса вроде миланского Principi di Savoia в ванной гостей будут ожидать именно яркие желтые тюбики Acqua di Parma — шампунь, кондиционер, крем для бритья и прочие средства с ароматом Colonia.
По его же подобию создаются остальные ароматы марки, заключенные в ярко-синие флаконы — звонкий цитрусовый аккорд, пряные травы, древесные ноты, сочные цветы и мускусная мыльность, словно напоминающая о банном происхождении итальянского одеколона. Вместе с тем, каждый из них отличается одним компонетом, вокруг которого и строится весь аромат: сицилийский миндаль, амальфитанский инжир, калабрийский бергамот, безилик, кедр и так далее. Каждый как посвящение Италии через очень характерную для нее ноту. Итальянская парфюмерия в этом смысле очень похожа на итальянскую кухню — она близка к земле, к простоте и необузданности итальянской природы. Как все, что мы находим у себя в тарелке, путешествую по «стране макарон» выросло тут же, так и ноты, из которых составляются классические итальянские одеколоны, витают тут в воздухе, нагретом жарким солнцем.
Так, например, самый юный из них — новый Chinotto di Liguria, созданный парфмером-легендой Франсуа Демаши — несет в себе легкую горчинку померанца, маленького цитруса, который распространен в Лигурии. За ее пределами он встречается довольно редко, но его вкус хорошо знаком тем, кто пробовал знаменитый итальянский лимонад Chinotto, созданный как раз из этого фрукта. Немного бальзамический, он придает легкой цитрусово-травяной композиции чуть больше значительности и остроты, но совсем его не утяжеляет. Наоборот, как и все ароматы марки, да и классические итальянские одеколоны в целом, он отлично отражает некоторую пьянящую праздность, которая неизменно накрывает путешественника в Италии. Очень яркое воплощение знаменитого итальянского dolce far niente — «сладкого ниченонеделания». Потому что где-где, а в Италии ничего не делать тоже надо уметь красиво.
Удивительно, как по сути простая и игривая композиция «кельнской воды» умудрилась не просто успешно прижиться и пережить многих конкурентов, но и дала рождение целому парфюмерному сегменту, который может похвастать неувядающими шедеврами вроде знаменитой выпущенной в 1996 году Acqua di Gio или парочке Dolce&Gabbana Light Blue, которые не сдают позиций одного из самых востребованных летних ароматов аж с 2001 года. В этом году они, кстати, выпустили фланкер Light Blue Italian Zest, в очередной раз показав, что итальянцам для отличной композиции достаточно старых любимых цитрусов, трав, цветов и «деревяшек». А также крепкой традиции, которую в Италии чтут и любят не меньше, чем вкусно поесть.