Пятиминутный путеводитель по бесполезным подаркам
Цена новогодних праздников
В 1993 году йельский экономист Джоэл Уолдфогель попросил своих студентов оценить, сколько стоят полученные ими подарки и сколько они готовы были бы заплатить за них сами, не учитывая сентиментальной ценности. Разницу между двумя цифрами — в среднем 16% — он определил как чистые издержки Рождества, составившие, по его подсчетам, не меньше $4 млрд в одних только США. В 2009 году Уолдфогель выпустил книгу «Скрудженомика: почему вы не должны покупать подарки на Рождество» (по имени главного героя повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» Эбенезера Скруджа). В ней он оценил издержки, связанные с подарками к праздникам во всем мире, примерно в $25 млрд.
в Общество борьбы с бессмысленным дарением
Зачем нужны бессмысленные подарки
Экономисты Лорн Кармайкл и Бентли Маклеод предположили, что традиция обмена подарками в начале отношений, особенно романтических, существует, чтобы наказывать ненадежных партнеров: каждый раз, заводя новые отношения, им приходится снова инвестировать в подарки. Подарки должны быть неэффективными (чтобы в результате обмена пострадали обе стороны). Если люди дарят друг другу одинаковую сумму денег, это не сказывается на их благосостоянии. Если же в обмен на нечто ценное они получают безделушку, то не могут обмениваться подарками слишком часто. При этом подарки должны иметь защиту от передаривания — например, дорогую упаковку, уничтожаемую на месте, или асимметричности: мужчины и женщины дарят друг другу разные бессмысленные подарки.
Что делают с бесполезными подарками
Источник: Consumer Reports, 1017 респондентов, США.
44% | Пытаются использовать по назначению |
39% | Прячут с глаз |
18% | Жертвуют |
15% | Передаривают |
11% | Возвращают в магазин |
11% | Выкидывают |
6% | Пытаются перепродать |
2% | Возвращают дарителю |
2% | Вешают фотографию в интернете |
Как сделать подарок осмысленным
22% жителей швеции признались, что в 2012 году оставили себе хотя бы один подарок, купленный кому-то другому (годом ранее таких людей было только 14%). «Я и сама поступила точно так же», — рассказала изданию The Locals автор исследования Дженни Педерсен. Кроме того, 49% шведов покупают подарки сами себе.
Подарки избирателям
Самый бесполезный подарок
Носки возглавляют списки самых нежеланных подарков в России и Англии, а во Франции уступают только галстукам. Высокие места в рейтингах всех стран занимают свечи и носовые платки. Французы не любят рабочие инструменты, итальянцы — парфюмерию, а жители Англии в прошлом году признавали крайне непривлекательным подарком на Рождество книгу «50 оттенков серого».
писатель
Подарочные сертификаты
По оценкам first data, стоимость подарочных сертификатов, купленных в США в рождественский период 2012 года, составила $43 млрд. Согласно опросу, проведенному компанией, половина американцев предпочитает
Подарки членистоногих
Национальные особенности дарения
71% | ирландцев притворяются, что им нравится подарок, когда на самом деле это не так |
60% | итальянок изображают в этой ситуации приятное изумление |
51% | американцев не испытывает угрызений совести, сдавая неудачный подарок в магазин |
42% | испанцев даже не открыли по меньшей мере один подарок, полученный в 2009 году |
10% | французов в разные годы получали один и тот же подарок от одного и того же человека |
9% | немцев готовы сказать дарителю, что подарок им не нужен |
6% | англичан способны попросить выдать им чек от покупки |
Преступление ради бессмысленного подарка
6 декабря 2012 года владелец зоомагазина Delta Pets в городке Слиделл, штат Луизиана, сообщил в полицию об ограблении: пропали королевский питон и два удава. Вскоре в пустующем здании неподалеку полиция задержала ранее судимого Дональда Легаста в компании трех рептилий. «Нам не потребовалась агрессивная следственная работа, чтобы определить, что это те самые три змеи», — заявил детектив Дэниэл Сезено. Легаст сообщил полиции, что похитил змей, чтобы подарить на Рождество сыну. Английский Центр исследований ритейла, который ежегодно оценивает потери от воровства в магазинах, посчитал, что между Днем благодарения и Рождеством в 2012 году (за 32 дня) посетители в США и Европе украли товаров на 5,1 млрд фунтов стерлингов.