«Пока все не закончится, невозможно планировать будущее»: как российские модные марки реагируют на ситуацию
Конец февраля и начало марта всегда были временем старта нового модного сезона. В мировых модных столицах проходят показы, марки запускают весенние коллекции в продажу. Но события, происходящие сейчас в Украине, и всесторонние экономические санкции сделали привычный ход событий в локальном модном секторе попросту невозможным.
Это касается не только покупателей (тут картина довольно грустная: доставку своих товаров в Россию уже ограничили ведущие модные ретейлеры Farfetch, Mr Porter, Matchesfashion и ASOS, а H&M Group приостановили продажи всех своих брендов), но и дизайнеров. Ситуация уже ударила по важным для них мероприятиям: неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которая должна была пройти с 16 по 20 марта, отменилась, а один из ведущих маркетов российских дизайнеров Lambada Market принял решение о прекращении офлайн-формата на неопределенный срок, оставив только онлайн-направление.
«Мы работаем много лет, и все годы сеяли, как сказал Некрасов, "разумное, доброе, вечное". В течение нескольких дней все перевернулось. Совещаясь с командой, мы пришли к неутешительному выводу — в данной ситуации проводить ивенты, планировать будущее невозможно и нечестно, — сказала основательница Lambada Market Елена Камай. — Сложно продавать керамику и детские кардиганы, отдавая отчет, что происходит. Тем не менее, проголосовав, мы решили провести прощальный ивент — он был запланирован давно, и мы решили его не отменять. Мы сможем сказать хорошие слова другу другу, в мечтах все-таки встретиться в будущем». Также она добавила, что финансовые трудности ударили по проекту, и это осложняет любое планирование: «Мы, как все организации, обязаны оплатить налоги, должны платить зарплаты. При скачках европейской валюты и быстрой девальвации рубля это чрезвычайно сложная задача. Но тут мы оказались в таком же положении, как и все».
Модные коллекции готовятся месяцами, и многие дизайнеры к концу февраля уже имели на руках вещи, которые должны бы были поступить в продажу сейчас. Перед ними встала сложная этическая и финансовая дилемма: с одной стороны, запуск и рекламное продвижение модных товаров в текущих условиях кажется нонсенсом, с другой — в коллекцию уже вложен большой труд и бюджет, который у небольших марок всегда сильно ограничен. Без продаж сейчас они не смогут продолжить существование.
Марка Sorelle рассказала о том, что решение выпустить готовую новую коллекцию далось команде непросто: «Все эти дни мы находились в замешательстве и стояли перед внутренним выбором о продолжении своей деятельности и запуске весенней коллекции. За плечами бренда стоит большая команда, которая очень любит свое дело и живет им. Мы готовили этот запуск четыре месяца, вкладывая в него все свое время, ресурсы и видение. Мы приняли непростое, но необходимое для существования бренда решение о запуске новой коллекции. Наша миссия — нести красоту и любовь через вещи, которые мы создаем. Сейчас нам хочется выразить это так, как мы умеем. Мы выбираем мир, в котором побеждает любовь!»
После пандемийного кризиса, который сильно ударил по модной индустрии в 2020-2021 годах, многие локальные марки пересматривали свои стратегии. Вынужденная пауза стала толчком к новому развитию, и на 2022 год бренды планировали реформацию или даже расширение. Перезапуск бренда в новом формате собиралась сделать и петербургская марка NNedre. «В этом году мы планировали перезапустить наш бренд в формате онлайн, чтобы снизить цены. Мы планировали перенести наш офис в помещение в Басковом переулке и даже уже сделали дизайн-проект, а в марте планировали ремонт. Мы всегда были честны с вами: не скрывали, что происходит в компании. Сейчас мы понимаем, что ни снижение цен (ткани на рынке уже выросли в цене два раза), ни открытие в Басковом нашего офиса и нового проекта не представляется возможным в нынешней экономической ситуации. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы сохранить нашу команду и производство, на котором основан NNedre», — сообщили представители бренда и добавили, что пока не останавливают работу онлайн-магазина и не будут повышать цены на текущие товары.
Марка белья и купальников Blizhe планировала открытие нового магазина в Санкт-Петербурге на конец февраля, и ситуация застигла ее в финальной стадии ремонта. Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) марки превратился в дневник, где ее основательница делится насущными проблемами, эмоциями и переживаниями, а также рассказывает о работе: «Знаете, было очень стыдно в четверг писать перевозчику, на каком этапе наша поставка бифлекса для купальников. Она выехала из Италии десять дней назад: прошла ли таможню, успела ли въехать в страну. <...> Я пишу сюда не для того, чтобы жаловаться на курс или на то, что возможно у нас больше не будет возможности работать с итальянскими и латвийскими поставщиками. Даже вопрос "а будет ли вообще возможность работать в условиях новой экономики?" мы убираем на потом. Делаем то, что можем сейчас: открываем двери магазина на Чистых и протираем пыль на полках. Собрали поставку в "Авиапарк". Вырезаем лекала, готовим партию для производства в новом цехе. Вопрос "кому сейчас вообще нужны трусы?" не задаем, прячем его далеко. Сегодня по плану — повесить шторы и свет в строящемся магазине в Петербурге. Начать пересчитывать себестоимость производства. Спросить у близких "как ты?", ведь каждое сообщение "как ты?" сейчас означает "я тебя люблю".
Текущие события и экономическая обстановка затрагивают и марки, которые сотрудничают с европейскими фабриками, и тех, кто стремиться максимально локализовать процессы — без заграничных поставок, увы, российская индустрия моды все равно не может функционировать. В России не производят многие виды тканей, а те, что есть, редко достигают нужного качества, то же касается и фурнитуры. Если помножить это на общественные проблемы и настроение людей, перспективы нашей модной индустрии становятся еще мрачнее — но надежда у ее деятелей все же есть.
Мы расспросили еще нескольких российских дизайнеров о нынешней ситуации и видении будущего для своих марок — вот их высказывания.
Ирина Левченко-Кукшева и Лиза Буйнова, Nearly Naked: «В катастрофическое время туфли не нужны. Особенно те, что делаем мы.
В настоящий момент наступила «точка невозврата» для бизнеса в существующей/действующей финансовой модели.
Проблемы, с которыми уже столкнулись, делятся на моментные и ближайшего завтра, когда будет необходимо размещение нового производственного заказа.
Моментные мы вынуждены решать, чтобы довести дело до какого-то логического конца, все еще выполнять свои договорные обязательства, платить сотрудниками, кормить себя и детей — а значит, продавать существующую коллекцию, даже в такое время. Главные из них — сбои в системе оплат (Apple Pay) и этическая (и техническая) невозможность продвижения, рекламы, постинга.
Поэтому нами было принято решение держать цены, которые мы рассчитывали из курса евро, до тех пор, пока мы можем это делать. Конечно, сейчас мы практически работаем себе в убыток — маржинальность, которую мы ставим на продукт, никогда не была высокой, а за партии мы платим в евро, так как производим обувь в Европе.
Нужно еще пояснить: мы потратили 2021 год на перезапуск бренда — и сейчас мы имеем новую разработку и коллекцию, о которой еще не успели рассказать. У нас курьерские доставки с примерками. То есть мы не можем продавать «самотеком», без оповещений, просто не закрывая дверей магазина. Сейчас неподходящее время для продвижения продаж, но, к сожалению, запасов на длительное содержание сотрудников и процессов без продаж у малого бизнеса просто нет.
Но это технические нюансы сегодняшнего дня. Основное — это невозможность продолжать производство в Европе (Италии и Испании). И если даже предположить, что технически мы сможем разместить заказ, во что мы уже не верим, то практически курс евро не позволит работать без убытка.
И да, мы рассматривали в период локдауна, как и рассматриваем сейчас, в ужасе и нежелании терять годы разработок и труда, производство в России. Но подобную нашей продукцию в настоящий момент в России не выпустить. И здесь главные факторы — отсутствие технической оснащенности для производства каблучной обуви и импортные комплектующие (полный комплект: от стелечных узлов, подошв до материалов верха).
До текущей катастрофической ситуации найти европейскую фабрику, которая бы согласилась на производство партий с минимальным заказом, а также специальные ТУ на разработку (а они у нас есть, наша обувь отличается повышенным комфортом и, по сути, этим уникальна в своем сегменте) было чем-то фантастическим.
Плюсом шли «обременения» в виде обучения европейцев маркировать обувь российскими этикетками «Честный знак» и производить отдельные образцы на сертификацию для ввоза и продажи на территории РФ.
Мы всегда рассказывали об этих немалых сложностях, говоря о Nearly Naked. Теперь же, даже если не рассматривать практическую невозможность размещения новых заказов в ближайшие сезоны, мы, должно быть, потеряли такое право на долгие годы вперед из-за отсутствия доверия и хоть какого-то лояльного подхода».
Светлана Сальникова, Fy:r: «Собственная лаборатория и отсутствие стока позволяют самостоятельно принимать решения и не зависеть от условий партнеров. В понедельник перед падением рубля удалось купить часть тканей по старой цене. Во вторник уже изменился не только курс, но и скидки на оптовую закупку. Это сильно повлияет на стоимость готовой одежды.
Мы всей командой стараемся продолжать работу над будущей коллекцией. Это помогает сохранять самообладание, дает опору на действие, ручной труд успокаивает.
Мы не поддерживаем то, что сейчас разворачивается в Украине: политические решения, которые приводят к смерти мирных граждан и калечат судьбы. Мы выразили эту позицию в аккаунте бренда, поставили на паузу весь продуктовый контент. Мы понимаем, что для многих одежда — последнее, что хочется видеть сейчас в ленте. Fy:r — это о культуре Севера, основой которого всегда была свобода. Свобода — это в первую очередь свобода совести. Мы продолжим говорить об этом с помощью искусства, которое всегда помогало найти ответы.
Со многими покупателями и подписчиками у нас сложились личные отношения, и мы получаем от них сообщения, встречаемся в студии — это очень поддерживает. У нас есть телеграм-канал «Северный минимализм», в котором я продолжаю писать. Также мы возобновляем email-рассылку, которая в это время станет одним из каналов коммуникации с комьюнити».
Екатерина Титова, Symbolica: «Для нас, как и для всего мира, эти события стали настоящим ударом во всех смыслах. В ближайшее время мы планировали анонсировать новую коллекцию, сделать несколько дропов аксессуаров и вообще имели большие планы на весну. В нынешних условия я лично считаю, что продолжать в прежнем режиме абсолютно неправильно и неэтично. Продолжать в прежнем режиме — значит закрывать глаза на происходящее, делать вид, что ничего не происходит, а это невозможно. Поэтому мы приняли решение взять некую паузу, отодвинуть все анонсы и релизы, какое-то время "подождать". Мы все так же принимаем заказы на вещи и аксессуары из прошлых коллекций, а несколько человек обратились с просьбой сделать кастомайзинг их свитшотов с призывом к миру, мы просто приостанавливаем выпуск нового до лучших времен и верим, что они настанут однажды.
В каком-то смысле нам повезло, что у нас полностью готова новая коллекция, которая была сделана в старых условиях. Как быть дальше, покажет только время, сейчас уже сильно меняются цены на ткани и не только, некоторые производства не готовы брать заказы. Каждый день все меняется, появляются новые вводные, посмотрим, что будет. Мы используем много принтов в наших коллекциях — как сейчас показала практика, это стало экономическим преимуществом с точки зрения производства.
Как показывает история, в самое тяжелое время и искусство, и мода продолжают жить, где-то становясь рупором, где-то поддерживая людей. Последствия и так будут для индустрии, но решения этих последствий тоже обязательно будут!
Как дизайнер, я понимаю, что последнее, что сейчас хотят люди, — это покупать новую одежду. И это нормально. По-человечески мне, как и всем, ужасно тревожно и грустно оттого, что такое происходит, оттого, что это происходит в момент, когда так много молодых и амбициозных людей хотят развиваться, коллаборировать и развивать моду и искусство. Верю, что однажды все будет хорошо и мы все еще сделаем».
Команда марки My812, которая публично высказала свою позицию в инстаграм-аккаунте (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), в комментарии Правила жизни также добавила: «На данный момент мы можем сказать только то, что мы в ужасе и ничего не знаем. Мы планируем сократить все расходы, но наши обязательства не позволяют нам прекратить работу. Пока все не закончится, невозможно планировать будущее».