Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару
В 1905 году князь Орлов заказал для Николая II, увлекшегося автомобилями, несколько легковых «мерседесов» модификации «16–40», способных разгоняться до 135 километров в час. Водителем наняли французского инженера Адольфа Кегресса, который вскоре стал заведующим технической частью недавно учрежденного Собственного Его Императорского Величества гаража. Кегресс был не только прекрасным водителем, но и талантливым конструктором-изобретателем. Долгие и снежные русские зимы, затруднявшие приятные поездки, вдохновили Кегресса на инновационное изобретение. Заменив задние ведущие колеса царского «мерседеса» на гусеничные движители, а передние — поставив на лыжи, Кегресс создал первый настоящий внедорожник.
После революции Кегресс уехал обратно во Францию, но изобретенная им конструкция оставалась востребованной. Позднее Ленин — заядлый охотник — лично распорядился собрать из оставшихся деталей несколько машин для себя и охраны.
История изобретения бывшего царского водителя продолжилась во Франции, где талантливый антрепренер Андре Ситроен увидел в разработке Кегресса огромный потенциал. Он решил построить гусеничные внедорожники и пройти на них Африку — несомненно, удачный маркетинговый ход. К тому моменту реклама Citroen уже украшала даже Эйфелеву башню, поэтому невозможного для Ситроена, по сути, не было. Позднее бизнесмен понял, что это изобретение сулит и солидный заработок на госконтрактах: проходимые и надежные, внедорожники могли заинтересовать армейского заказчика. Так и произошло: после убедительной демонстрации полугусеничной машины на базе второй модели марки Citroen B2 вооруженные силы Франции и Великобритании всерьез заинтересовались конструкцией Ситроена–Кегресса.
Реализовав план с госконтрактами, Ситроен вернулся к идее пройти Африку. Новый вездеход должен был стать звездой рекламной кампании, первого в истории автомобильного пробега через пустыню Сахара. Потеряться и погибнуть там можно и сегодня, а в первой половине ХХ века такой исход был наиболее вероятным. Но Ситроена это не останавливало.
17 декабря 1922-го колонна из четырех вездеходов под руководством директора по продажам Citroen Жоржа-Мaри Хaaрдта стартовала из Алжира. Несмотря на все трудности, техника показала свою состоятельность в условиях пустыни. За 20 дней экспедиция успешно преодолела 3500 км до Тимбукту — до сего момента ничего подобного нельзя было и представить. Неудивительно, что все участники перехода Ситроена были удостоены ордена Почетного Легиона.
Свою следующую экспедицию Ситроен назвал «Черным рейдом» (La Croisiere Noire). Его маршрут соединял французские колонии Северной Африки с Джибути, а затем, через Индийский океан, с Мaдaгaскaром. Проект получил личную поддержку президента Франции. Экспедиция должна была подчеркнуть связь колоний друг с другом и упрочить французское влияние на Африканском континенте.
На пути длиной в 20 тысяч километров экспедицию ждали пески Сахары, саванны, тропический лес, реки и болота, практически без населенных пунктов. На маршруте заранее были устроены несколько лагерей с провиантом, запчастями и оружием.
Составить компанию в экстремальном путешествии Ситроен пригласил экспертов: профессора-зоолога Эжена Бергонье, геолога Шарля Брюлля, кинорежиссера Леона Пуарье, фотографа и оператора Жоржа Шпехта, художника Александра Яковлева. Помимо нескольких механиков-водителей в команду также вошли Луи Одуэн Дюбрей и Адольф Беттембург — опытные офицеры и отважные исследователи Африки. 28 октября 1924 года из алжирского порта Колом-Башар шестнадцать человек отправились в экспедицию на восьми вездеходах, по традиции также получивших собственные имена («Золотой жук», «Слон с башней», «Восходящее солнце», «Крылатая улитка», «Серебряный полумесяц», «Голубь», «Кентавр» и «Пегас»).
Первая часть путешествия, через пески Сахары, проходила по уже знакомому маршруту, но доработанные машины справились с ним гораздо лучше. Уже 19 ноября колонна вошла в Бурем на реке Нигер. Через два дня, в Ниамее, путешественников встретили три тысячи наездников на верблюдах и лошадях: местные жители из разных регионов приехали посмотреть на необычные автомобили и их смелые экипажи.
До середины декабря экспедиция продиралась сквозь степи и кустарники. В Тессауа они встретились с султаном Бармоу, в гареме которого были сотня с лишним жен. Чуть больше двух недель занял обход озера Чад, после чего экспедиция на три недели погрузилась в саванну, где не раз пришлось использовать ружья — для защиты от львов и других крупных хищников.
В джунглях путешественников ждали не только густые заросли, но и воинственные племена. Никто из аборигенов до той поры не видел автомобиля. Но все прошло благополучно — аборигены пропустили экспедицию и даже охотно позировали перед камерами.
К 12 марта «Черный рейд» добрался до Стэнливиля на озере Виктория, а затем команда разделилась на четыре группы; дальше им предстояло двигаться раздельно, чтобы отправиться к Мадагаскару из разных портов. Самый сложный, считавшийся непроходимым маршрут лежал через топи болот и густые джунгли Мозамбика. Другие группы поднялись к подножию Килиманджаро, по пути построив несколько мостов. Команда, шедшая через джунгли Мозамбика, добралась до финиша последней — 26 июня 1925 года, — после чего погрузилась на судно и направилась на Мадагаскар.
Торжествовал не только Ситроен, но и вся Французская Республика — впервые в истории африканские колонии Франции были соединены автомобильным маршрутом. Успех экспедиции гремел на весь мир, в то время как автопромышленник уже готовился к «Желтому рейду» через всю Азию: от Средиземного моря до Тихого океана. ≠