Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару

Служивший у Николая II инженер создает первый внедорожник. Его изобретение использует Андре Ситроен в одной из самых масштабных маркетинговых кампаний в истории – автопробеге через Африку, прежде считавшейся непроходимой.
Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару

В 1905 году князь Орлов заказал для Николая II, увлекшегося автомобилями, несколько легковых «мерседесов» модификации «16–40», способных разгоняться до 135 километров в час. Водителем наняли французского инженера Адольфа Кегресса, который вскоре стал заведующим технической частью недавно учрежденного Собственного Его Императорского Величества гаража. Кегресс был не только прекрасным водителем, но и талантливым конструктором-изобретателем. Долгие и снежные русские зимы, затруднявшие приятные поездки, вдохновили Кегресса на инновационное изобретение. Заменив задние ведущие колеса царского «мерседеса» на гусеничные движители, а передние — поставив на лыжи, Кегресс создал первый настоящий внедорожник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После революции Кегресс уехал обратно во Францию, но изобретенная им конструкция оставалась востребованной. Позднее Ленин — заядлый охотник — лично распорядился собрать из оставшихся деталей несколько машин для себя и охраны.

История изобретения бывшего царского водителя продолжилась во Франции, где талантливый антрепренер Андре Ситроен увидел в разработке Кегресса огромный потенциал. Он решил построить гусеничные внедорожники и пройти на них Африку — несомненно, удачный маркетинговый ход. К тому моменту реклама Citroen уже украшала даже Эйфелеву башню, поэтому невозможного для Ситроена, по сути, не было. Позднее бизнесмен понял, что это изобретение сулит и солидный заработок на госконтрактах: проходимые и надежные, внедорожники могли заинтересовать армейского заказчика. Так и произошло: после убедительной демонстрации полугусеничной машины на базе второй модели марки Citroen B2 вооруженные силы Франции и Великобритании всерьез заинтересовались конструкцией Ситроена–Кегресса.

Citroen AC4 Kegresse в автомобильном музее Монако
Citroen AC4 Kegresse в автомобильном музее Монако

Реализовав план с госконтрактами, Ситроен вернулся к идее пройти Африку. Новый вездеход должен был стать звездой рекламной кампании, первого в истории автомобильного пробега через пустыню Сахара. Потеряться и погибнуть там можно и сегодня, а в первой половине ХХ века такой исход был наиболее вероятным. Но Ситроена это не останавливало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

17 декабря 1922-го колонна из четырех вездеходов под руководством директора по продажам Citroen Жоржа-Мaри Хaaрдта стартовала из Алжира. Несмотря на все трудности, техника показала свою состоятельность в условиях пустыни. За 20 дней экспедиция успешно преодолела 3500 км до Тимбукту — до сего момента ничего подобного нельзя было и представить. Неудивительно, что все участники перехода Ситроена были удостоены ордена Почетного Легиона.

Экипажи «Черного рейда», 1924 год, Африка
Экипажи «Черного рейда», 1924 год, Африка

Свою следующую экспедицию Ситроен назвал «Черным рейдом» (La Croisiere Noire). Его маршрут соединял французские колонии Северной Африки с Джибути, а затем, через Индийский океан, с Мaдaгaскaром. Проект получил личную поддержку президента Франции. Экспедиция должна была подчеркнуть связь колоний друг с другом и упрочить французское влияние на Африканском континенте.

На пути длиной в 20 тысяч километров экспедицию ждали пески Сахары, саванны, тропический лес, реки и болота, практически без населенных пунктов. На маршруте заранее были устроены несколько лагерей с провиантом, запчастями и оружием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Составить компанию в экстремальном путешествии Ситроен пригласил экспертов: профессора-зоолога Эжена Бергонье, геолога Шарля Брюлля, кинорежиссера Леона Пуарье, фотографа и оператора Жоржа Шпехта, художника Александра Яковлева. Помимо нескольких механиков-водителей в команду также вошли Луи Одуэн Дюбрей и Адольф Беттембург — опытные офицеры и отважные исследователи Африки. 28 октября 1924 года из алжирского порта Колом-Башар шестнадцать человек отправились в экспедицию на восьми вездеходах, по традиции также получивших собственные имена («Золотой жук», «Слон с башней», «Восходящее солнце», «Крылатая улитка», «Серебряный полумесяц», «Голубь», «Кентавр» и «Пегас»).

Андре Ситроен, «французский Генри Форд», снимок 1935-го.
Андре Ситроен, «французский Генри Форд», снимок 1935-го.

Первая часть путешествия, через пески Сахары, проходила по уже знакомому маршруту, но доработанные машины справились с ним гораздо лучше. Уже 19 ноября колонна вошла в Бурем на реке Нигер. Через два дня, в Ниамее, путешественников встретили три тысячи наездников на верблюдах и лошадях: местные жители из разных регионов приехали посмотреть на необычные автомобили и их смелые экипажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До середины декабря экспедиция продиралась сквозь степи и кустарники. В Тессауа они встретились с султаном Бармоу, в гареме которого были сотня с лишним жен. Чуть больше двух недель занял обход озера Чад, после чего экспедиция на три недели погрузилась в саванну, где не раз пришлось использовать ружья — для защиты от львов и других крупных хищников.

Обложка французского журнала Omnia.
Обложка французского журнала Omnia.

В джунглях путешественников ждали не только густые заросли, но и воинственные племена. Никто из аборигенов до той поры не видел автомобиля. Но все прошло благополучно — аборигены пропустили экспедицию и даже охотно позировали перед камерами.

К 12 марта «Черный рейд» добрался до Стэнливиля на озере Виктория, а затем команда разделилась на четыре группы; дальше им предстояло двигаться раздельно, чтобы отправиться к Мадагаскару из разных портов. Самый сложный, считавшийся непроходимым маршрут лежал через топи болот и густые джунгли Мозамбика. Другие группы поднялись к подножию Килиманджаро, по пути построив несколько мостов. Команда, шедшая через джунгли Мозамбика, добралась до финиша последней — 26 июня 1925 года, — после чего погрузилась на судно и направилась на Мадагаскар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Торжествовал не только Ситроен, но и вся Французская Республика — впервые в истории африканские колонии Франции были соединены автомобильным маршрутом. Успех экспедиции гремел на весь мир, в то время как автопромышленник уже готовился к «Желтому рейду» через всю Азию: от Средиземного моря до Тихого океана. ≠