Революционные формы, парфюмерный хит и лучшие платья Ким Кардашьян: что нужно знать о дизайнере Тьерри Мюглере
Еще ребенком Тьерри Мюглер занимался балетом и даже выступал в Рейнской опере, но затем заинтересовался дизайном. Он учился сначала на дизайнера интерьеров, а после занялся модой, переехал в Париж, начал карьеру стилиста, а в 1973-м открыл собственный модный дом. Балетное прошлое и интерес к пластике тела всегда оставались важными референсами его работ как дизайнера — это можно проследить с самых первых коллекций. Мюглер подчеркивал фигуру, обозначал талию при помощи причудливых жестких корсетов, делал откровенные вырезы — часто творения Mugler больше напоминали сценические костюмы, чем носибельные вещи.
Сами приемы были не новыми: акцент на талии — атрибут пятидесятых, строгие силуэты родом из сороковых, футуризм расцвел в шестидесятые, но у Мюглера получилась взрывоопасная смесь, пропитанная откровенностью. И если поначалу его творчество еще критиковали, то спустя десятилетие Mugler однозначно признали.
К началу девяностых карьера Мюглера как дизайнера достигла пика. В 1992-м он стал приглашенным членом Синдиката высокой моды в Париже, показал первую кутюрную коллекцию и тогда же увековечил свои дефиле в поп-культуре — вместе с Джорджем Майклом Мюглер поработал над культовым клипом Too Funky, в котором воспроизводится показ Mugler, а по подиуму в затейливых корсетах вышагивают Ева Герцигова, Линда Евангелиста, Тайра Бэнкс и другие супермодели того времени.
Тогда же, в 1992-м, Тьерри Мюглер запустил парфюмерную линию своего бренда. Духи Angel в угловатом флаконе в виде звезды стали хитом — и до сих пор им остаются: даже спустя десятилетия продажи парфюма приносят сотни миллионов долларов. Собственный модный дом Мюглер покинул в 2002 году и на время вообще завязал с модой, но продолжил работать с парфюмерией. «Мода восхитительна, это настоящее трехмерное искусство на человеческом теле. Но для меня этого инструмента стало недостаточно, и я решил сосредоточиться на парфюмерии», — сказал тогда дизайнер.
Тьерри Мюглер всерьез увлекался фотографией — это хобби он вынес из детства, наравне с любовью к балету. Многие кампании Mugler он снимал самостоятельно, а еще вел фотодневники своих путешествий. Издательство Abrams Books посвятило снимкам дизайнера внушительный альбом Manfred Thierry Mugler, Photographer: там знаменитые модели позируют на фоне советских памятников, нью-йоркских небоскребов, пустыни Сахары, ледников Гренландии и тропических лесов, а контрастные и графичные кадры рифмуются с одеждой авторства Мюглера.
Хотя дизайнер ушел из своего именного бренда еще в двухтысячных и посвятил себя целиком созданию костюмов для цирковых шоу и артистических выступлений (на его счету, в числе прочего, наряды Cirque du Soleil и Бейонсе), это не помешало Mugler остаться важным модным феноменом. В 2018 году стало известно о большой ретроспективной выставке Thierry Mugler, Couturissime — сначала она открылась в Монреале, затем путешествовала в Мюнхен и Роттердам и, наконец, добралась до Парижа, с каждым разом собирая все большую аудиторию. Выставка в Музее декоративных искусств в Париже идет до 24 апреля 2022 года — еще можно успеть посмотреть на архивные наряды, сценические костюмы и не опубликованные ранее съемки дизайнера.
Мода циклична, и то, что вызвало фурор в восьмидесятые и девяностые, сейчас снова становится актуальным. Именно поэтому параллельно с выставкой о творчестве Тьерри Мюглера одна за другой стали вспоминать мировые знаменитости. Так, на бал института костюма Met Gala в 2019 году Ким Кардашьян пришла в эксклюзивном наряде — Мюглер, формально оставивший модное поприще, согласился сшить для нее «голое мокрое платье». Впоследствии Ким еще не раз примеряла наряды из архивных коллекций дизайнера. Еще за пару месяцев до этого на церемонии «Грэмми» Карди Би появилась в винтажном кутюрном платье Mugler в виде ракушки из коллекции осень–зима 1995. Интерес к архивам бренда проявили Хлоя Севиньи, Майли Сайрус, Рита Ора и другие звезды — а в современном мире именно такое признание говорит о заслугах дизайнера побольше всех модных критиков, вместе взятых.