Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие?
Мы такими не были.
Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие?
Говорят, что новое поколение употребляет сигареты намного меньше прежних. Легко объяснить это модой на здоровый образ жизни в его инстаграмно-ютьюбной версии. Но прежде чем начинать искать причины, стоит узнать, действительно ли это так. В совместном проекте с нацпроектом «Демография» Правила жизни поговорил с социологом из Высшей школы экономики, кандидатом социологических наук Екатериной Митрофановой. Она объяснила, что, по данным современных исследований, молодые люди действительно курят меньше (главным образом это касается сигарет) и вообще о судьбе поколения судить еще рано. И постаралась объяснить эти странные цифры.
Молодежь — это кто?
К сегодняшней молодежи можно отнести миллениалов (родились в период 1982–2000 годов) и зумеров (родились после 2000-го). Руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований Вадим Радаев выделяет в поколении миллениалов младшую часть — людей, чье взросление началось после 2000 года — в эпоху трех С: смартфоны, социальные сети, спад экономики.
Для каждого поколения можно нарисовать кривую потребления табака. Ее пик традиционно приходится на конец юности, когда наступает заветный возраст совершеннолетия и формального начала «взрослых» практик. В этом возрасте у человека, как правило, нет стабильной работы и семьи, зато есть потребность в социализации и экспериментах. Позднее, к 30–40 годам, когда у людей появляются семьи и стабильная работа, структурирующая время и занятость, кривая выходит на плато. Ближе к пенсионному возрасту кривая идет вниз — как правило, по медицинским причинам: людям приходится менять образ жизни на более здоровый.
Российские социологические исследования показывают: курит чуть меньше трети респондентов. Около 15% недавно бросили, из них 11% не курят уже полгода
О.О. Салагай и др. Пульмонология, 2020.
С 2000 по 2020 год наблюдается неуклонноеснижение потребления табачных продуктов во всем мире. Женщины, в целом курящие намного меньше, бросают так же быстро, как и мужчины.
Такие кривые можно построить для всех поколений, но только для старших они будут завершенными. Зумеры и младшие миллениалы пока не достигли возраста, на который обычно приходится пик зависимостей, поэтому пока рано утверждать, что молодежь пьет и курит меньше. Однако имеющихся данных достаточно, чтобы сделать замеры по первой четверти жизни и сравнить молодежь с предшественниками. Данные показывают, что современные подростки курят меньше сигарет, чем их родители в том же возрасте.
И дело не только в «магии» молодых поколений, но и в особенностях нашей современности. Чудеса творят соцсети, глобализация, товарный ассортимент и относительное благополучие. В сочетании с чертами, которые характерны для молодых людей во все времена, они дают тектонические общественные сдвиги — в том числе и в употреблении вредных веществ.
1. Свойство молодежи: желание делать все не так, как делали родители
Дети часто копируют родителей, но часто и противоречат им. В конце концов, отделение от родителей — важнейший этап взросления. Поэтому молодые люди стремятся проводить время не так, как их мамы и папы. Отчасти по этой причине теряют привлекательность сигареты: они воспринимаются почти как ретро, которое манит не так, как современные альтернативы.
Желание делать все не так, как делали старшие, меняет не только вредные привычки. Молодое поколение выбирает другую музыку, иначе питается, осваивает другие профессии. Вероятно, отчасти этим желанием не походить на родителей объясняется и популярность физической активности и ЗОЖ. Российские данные говорят о том, что зумеры и миллениалы любят спорт и занимаются им чаще, чем их родители в юности.
Особенность эпохи: бренды решают все
Новые способы курить взяли на себя часть обычной табачной статистики: люди сейчас в целом меньше курят обычные сигареты, но курят электронные сигареты и кальяны, а среди молодежи популярность обычных сигарет ниже, чем среди их родителей 20 лет назад. Некоторую роль в этом сдвиге могли сыграть приверженность брендам и желание следовать моде.
Отчасти эта гипотеза применима к взлету популярности вейпов и жидкостей для них. Узнаваемость табачных брендов за годы действия запрета на рекламу табачной продукции сильно снизилась, и производители новых устройств и расходников получили некоторую фору. Они быстро сформировали вокруг себя особую культуру, пространство для дискуссии и даже творчества.
Хоть процент курильщиков и падает, их абсолютное количество растет по мере роста численности населения. Россия — далеко не самая курящая страна: гораздо больше табака потребляют в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
GBD 2019 Tobacco Collaborators. The Lancet, 2021
2. Свойство молодежи: желание выразить себя
В юности каждый ищет себя. Заявить о себе можно через внешность и любимую музыку, субкультуру — и, конечно, через привычки. Современный мир предоставляет для этого больше возможностей, чем тот, в котором росли старшие поколения. На горстку условно «советских» вариантов курения в наши дни найдутся десятки альтернатив.
Мы не можем утверждать, что новые варианты лучше старых. Вейпы, например, доказанно вредны для здоровья. Но вот что важно: альтернативы могут быть и безвредными. Как средство самовыражения через образ жизни одинаково хороши и йога, и домашний смузи. Каждое новое веяние захватывает свою долю молодежи и «отщипывает» кусочек от статистики классического табакокурения и употребления спиртного. Но важно помнить, что курению всегда есть альтернатива — и она будет выигрышной, поскольку не наносит вреда здоровью.
Особенность эпохи: информационная открытость
Зумеры родились и выросли в эпоху развитого интернета — с ютьюбом, стримингами, играми. Это естественным образом обогатило их увлечения. Всегда можно посмотреть ролик о чем-нибудь необычном и попытаться повторить. Поэтому у поколения Z больше вариантов досуга, чем у всех предыдущих поколений.
Но доступность информации может создавать пространство новых возможностей и стать поводом отказа от вредных привычек. Вот вы посмотрели корейский сериал — и начали писать сюжет своей дорамы. Где-то за океаном есть люди, снимающие ролики с рецептами пирогов из печенья Oreo, — и вот вы один из них. Каждая такая вещь забирает какую-то часть подростков (или, по крайней мере, часть их времени) с маршрута «компания — стакан — сигарета».
3. Свойство молодежи: желание общаться
Подростки ходят компаниями. Конечно, не все — но это самая общительная социальная группа; чем старше, тем меньше люди нуждаются именно в этой форме социализации. Чем занимаются в конкретной компании, зависит от ее состава, но если мы говорим о большой статистике, то важнее всего количество альтернатив. Если единственный вариант — собраться на «своем месте» под открытым небом и общаться, очень высока вероятность того, что молодые люди, например, закурят.
В последние пару десятилетий главным местом подростковых тусовок стали торговые центры. Курить там нельзя, и вероятность появления сигарет как постоянного элемента антуража снижается. Такой же эффект имеют вообще все закрытые пространства, где можно собираться и проводить время почти или совсем бесплатно.
Особенность эпохи: время соцсетей
Соцсети влияют на молодежь немного сильнее, чем на старшие поколения. В первую очередь потому, что у молодежи острее нужда в самовыражении — а соцсети предоставляют для этого много возможностей.
Все это относится, конечно, не ко всем молодым людям в России. Даже так: все это касается главным образом населения больших городов с высоким уровнем жизни, где есть торговые центры, большой ассортимент товаров и развлечений. В далекой деревне, где вариантов досуга в наши дни столько же, столько тридцать лет назад, ситуация может быть другой. Даже распределение по поколениям там проводят иначе: миллениалы из удаленных маленьких населенных пунктов, по результатам опросов, больше похожи на представителей старшего поколения в мегаполисах. Но, повышая доступность информации повсеместно, можно создать условия, которые станут поводом для избавления от зависимостей.
Что может ломать статистику по вредным привычкам, так это новые занятия, которые появляются благодаря соцсетям. Можно целый день снимать ролики для TikTok, принимать участие в челленджах, вызывать друг друга на танцевальные баттлы. И снова мы видим простое правило: чем больше альтернатив, тем меньше человеко-часов достается отдельным (вредным) способам занять время.
Для тех, кто еще употребляет никотин, но хотел бы делать это меньше или совсем перестать, нацпроект «Демография» создал сообщество «Давай бросать». Присоединиться к другим бросающим, получить поддержку и послушать свои истории можно в группе «ВКонтакте» и в Telegram; а также работает Telegram-бот, с которым можно обсудить все, что касается отказа от курения.